Александр Разумов, директор Российского научного центра восстановительной медицины:
- Сегодня утром я позвонил своей матери. Она живет одна, в райцентре Чаусы Могилевской области. Спросил: "Сколько у тебя в баллоне газа осталась?" Мать успокоила, что только недавно поменяла баллон. Я ей говорю: "Держись, будем помогать". Естественно, газ с собой ей в хату не привезу. Но к себе в Москву - заберу.
Но мама моя - человек стойкий, медсестра, прошла всю войну, на это сказала: "Не волнуйся, было в жизни и хуже! Потерпим!" Что значит потерпим, я хорошо представляю. У матери в деревне хоть печь, дрова, а у тех, кто в городах? А сельские участковые больницы, которые держатся на российском газе? А как почувствуют себя самые малозащищенные слои населения? В Подмосковье у нашего Центра есть филиал. И как директор Центра я знаю: когда на профилактический ремонт отключают газ, вся работа летит прахом, жизнь останавливается.
Владимир Коваленок, дважды герой Советского Союза, летчик-космонавт:
- Для меня каждый белорус - родной человек, и мне жалко народ. Но последние слова все равно остаются за политиками. Моему народу и сегодня не сладко живется, а сейчас уровень его жизни упадет еще сильней. Этой осенью, когда приезжал к брату-пенсионеру в Минскую область, предложил ему не слишком-то надеяться на баллонный газ, а капитально подправить печь, запастись дровами. Поставили мы с братом на печь чугунные кружки, чтобы было где готовить еду. С тем и уехал. Люди-то выживут. А вот сумеют ли договориться между собой государства?
Николай Шляга, генерал-полковник в отставке, председатель совета региональной национально-культурной автономии "Белорусы России":
- Для простого белоруса, особенно деревенского, а я родом из села, не существует решений отдельных политиков или частных компаний. В этом конфликте они увидят отношение к себе не "Газпрома", не "Итеры", не "Транс Нафта", а России. Все сегодня в Беларуси относятся к России, как к дому родному. Почти у всех моих родных, живущих в Беларуси, - смешанные семьи. И "вторые половинки" русские. Сегодня мы боимся за простых людей, за то, что взлетят цены, остановятся предприятия, начнется безработица.
Понятно, что российские производители газа защищают интересы своих акционеров, а российские политики свою экономику. Но, похоже, в конфликте виноваты обе стороны. Жаль, но этот кризис показывает, что пока Россия и Беларусь представляют собой плохую коммунальную квартиру, в которой трудно жить.
Петр Василевич, пенсионер, Минск:
- Мы с женой, тоже пенсионеркой, живем в доме с центральным отоплением, и может показаться, что нас споры вокруг газовых тарифов касаются мало. За пользование газовой плитой для приготовления пищи платим в месяц немногим более доллара на двоих. А вот у моих сельских знакомых, которым подвели природный газ прямо к дому, на его оплату зимой уходит полпенсии. Колхозникам, если зарплату задерживают, и вовсе приходится вновь переходить к печному отоплению.
Если подорожает газ, ясно, что взлетит стоимость коммунальных услуг - за отопление, горячую воду, электричество - и для нас, горожан. Хотя куда уж выше... В принципе я согласен: рынок есть рынок. Удивляет и огорчает только, что этот ожесточенный торг происходит в Союзном государстве, где, как декларировалось, интересы граждан как России, так и Беларуси должны учитываться в равной степени. В жизни, увы, не так...
Виктор Калечиц, финансовый директор Минского автомобильного завода:
- Нельзя сказать, что природный газ определяет наши технологии, тем не менее последствия возможного повышения тарифов на него могут оказаться очень серьезными. По нашим подсчетам, если прибавка составит 17-23 доллара за тысячу кубометров топлива, то себестоимость нашей продукции возрастет на 2 процента. Если учесть, что наши грузовики могут стоить и 20, и 30 тысяч долларов, то сумма получается внушительная. Вряд ли нам сразу удастся ее компенсировать за счет повышения цены. Очевидно, придется покрывать затраты за счет другого источника - прибыли. А это отрицательно повлияет на ход реконструкции предприятия.
На российском рынке, где реализуется подавляющее большинство нашей продукции, конкуренция и так очень напряженная, и мы окажемся еще в более невыгодном положении. В конечном итоге это не на руку и российской стороне, ведь 70 процентов материалов и комплектующих мы получаем оттуда. Сократится реализация наших изделий - уменьшится загрузка российских предприятий-смежников.
Татьяна Дроздова, начальник управления департамента министерства экономики Беларуси:
- Энергетические затраты достаточно велики в себестоимости белорусской продукции. На газ приходится около шести процентов в ее структуре, на электроэнергию и тепло, которые в основном также вырабатываются за счет газа, соответственно, четыре и один процент. Понятно, что увеличение этих показателей вследствие роста цен на газ сократит рентабельность производства и доходы предприятий. Тем более что для многих этот скачок может оказаться неожиданным, хотя Беларусь стремится ежегодно снижать удельные затраты энергии на единицу продукции. В таком случае придется либо повышать цены на товары, либо, если новая их цена окажется неконкурентоспособной, сокращать производство. От этого пострадают и российские потребители, на долю которых приходится свыше половины белорусского экспорта.
Юрий Волчок, член совета федеральной национально-культурной автономии "Белорусы России":
- От имени 814 тысяч белорусов, живущих в России, от имени 140 тысяч белорусов, которые живут сегодня в Москве, я призываю президентов наших братских государств использовать все рычаги своего влияния для урегулирования конфликта. Нельзя допустить, чтобы осложнилось дальнейшее развитие экономических отношений между нашими странами. Сегодня, когда Беларусь занимает второе место после Германии по торговому обороту с Россией, это было бы крайне неразумно. Кроме того, нельзя забывать, что в этом году оба наших государства собираются отметить 60-летие освобождения Белоруссии от фашистов.
Василий Хрол, член комиссии парламентского собрания Беларуси и России по экономической политике, председатель комиссии палаты представителей национального собрания Республики Беларусь по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации:
- Я убежден, что прекращение поставок газа независимыми компаниями Российской Федерации ООО "ИТЕРА Холдинг" и ЗАО "Транс Нафта" в Беларусь не имеет политической подоплеки. Идет обычный торг между двумя субъектами хозяйствования "Газпромом" и "Белтрансгазом" об акционировании белорусской компании. Ведутся довольно сложные переговоры, в результате чего будет установлена взаимоприемлемая цена.