29.01.2004 04:24
    Поделиться

    Этот пленарный русский

    Самая заметная делегация в Страсбурге - российская

    Во вторник, к примеру, глава Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов официально открыл в фойе Дворца Европы фотовыставку "Закат коммунизма - новая политическая реальность России". Сорок работ фотокорреспондентов РИА "Новости" отражают новейшую историю коммунистической идеи в нашей стране - от заполненного зала Кремлевского Дворца съездов, внимающего проникновенной речи генсека Брежнева, до одинокого Геннадия Зюганова, взывающего к группке стоящих под красными знаменами пенсионеров.

    Правда, сам Зюганов, входящий в российскую делегацию, с такой постановкой вопроса не согласен. Он дал пресс-конференцию, на которой вновь объявил прошедшие выборы "спецоперацией" властей, начиненной черными технологиями. А самым демократическим режимом на постсоветском пространстве он назвал белорусский. Именно в Минске, видимо, и сохраняются, по Зюганову, те ростки, которые дадут вторую жизнь дорогим его сердцу идеям.

    Евродепутаты, впрочем, не согласны с Зюгановым. В Страсбурге распространен доклад ПАСЕ, в котором некоторые высшие белорусские чины названы лично причастными к исчезновению людей. Речь идет о бывшем министре внутренних дел Белоруссии Юрии Захаренко, бывшем вице-спикере парламента Викторе Гончаре, бизнесмене Анатолии Красовском и телеоператоре российского Первого канала Дмитрии Завадском. Их судьба до сих пор неизвестна, и ПАСЕ считает необходимым расследовать, в частности, предполагаемое участие в исчезновении этих людей нынешнего белорусского генпрокурора Виктора Шеймана и министра спорта и туризма Юрия Сивакова.

    Доклад уже получил одобрение ключевой комиссии ПАСЕ по юридическим вопросам и правам человека. А значит, намеченное на пятницу рассмотрение вопроса о восстановлении за Белоруссией статуса специального приглашенного, которого она лишилась в январе 1997 года, наверняка обернется поражением Минска.

    Озабочены евродепутаты и такой проблемой, как равноправие полов. Тема взволновала их до такой степени, что председатель ПАСЕ Петер Шидер назвал недопустимым положение, когда многие парламентские делегации формируются по "однополому признаку", то есть только из мужчин. Россия здесь попала почти в отличники: в нашей делегации три женщины. Прилично выглядит, по мнению Шидера, Словения, направившая в Страсбург, согласно установленной в 2003 году квоте, по две представительницы слабого пола. А вот что делать, скажем, с Ирландией, руководство ПАСЕ не знает: эта делегация, по словам председателя ассамблеи, "проигнорировала все наши требования". Тем не менее управу на непослушных все же нашли. Во вторник евродепутаты приняли решение лишить права голосования на пленарных заседаниях и в комиссиях ПАСЕ ирландских и мальтийских коллег, которые игнорировали требование о женском представительстве. Провинившиеся пообещали исправить положение к следующей сессии в апреле этого года.

    Вчера евродепутатов ожидал еще один российский день. Вице-спикер ПАСЕ Михаил Маргелов впервые в истории Совета Европы провел пленарное заседание на русском языке. "Нет ни одного пункта в регламенте ПАСЕ, который запрещал бы вести пленарное заседание по-русски", - сказал он корреспонденту "РГ". Причем, отметил Михаил Маргелов, речь идет не о провокации, а о желании воспользоваться своим законным правом.

    А на вчерашнем вечернем заседании, которое уже шло не по-русски, выступил президент Грузии Михаил Саакашвили. Это его первый зарубежный вояж в новом качестве. Избрав для этого Европу, он, видимо, решил "оставаться нейтральным" и формально не отдавать предпочтения ни Вашингтону, ни Москве. Тем более что Страсбург для Саакашвили - город почти что родной. Здесь он в течение нескольких месяцев проходил в свое время стажировку в Европейском институте по правам человека, здесь же познакомился и со своей будущей женой-голландкой.

    Помимо выступления перед членами ПАСЕ Саакашвили должен был провести вчера и замену грузинского флага у страсбургского Дворца Европы - вместо теперь уже бывшего символа независимой Грузии в фиолетовых тонах на флагштоке взвился новый, белый с пятью красными крестами.

    Поделиться