29.01.2004 04:13
    Поделиться

    Кому и за что

    В сегодняшнем номере "Российской газеты" опубликован список произведений, допущенных на соискание Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 года. Прежде чем будут определены новые лауреаты главной премии страны, предстоит их разностороннее общественное обсуждение. Его начинают журналисты отдела литературы и искусства "РГ".

     

    Главной сенсацией номинации "Изобразительное искусство" можно считать выдвижение на Госпремию бывшего ниспровергателя всех канонов социалистического искусства эмигранта Михаила Рогинского. Он последовательно переболел соц-артом и поп-артом, а потом, уехав во Францию, продолжал ностальгировать по Москве. Творчество Рогинского широко показала в минувшем году Третьяковка. Следующий успех сотрудников галереи - многопрофильный художественный научно-просветительский проект "Золотая карта России", тоже номинируется на Госпремию. Проект уникальный, хлопотный, но необходимый - он дал возможность москвичам и гостям столицы познакомиться с многими шедеврами, хранящимися в галереях и музеях страны.

    Много номинантов в области архитектуры, что само по себе говорит о реальном оживлении национального зодчества. И главное, выдвинутые на премию работы, будь то сооружения из Нижнего Новгорода, Хабаровска или Москвы, выполнены на самом современном уровне, учитывают все требования и тенденции в архитектурной моде.

    Радует и то, что две фамилии номинантов имеют отношение к искусству фотографии. Фотохудожник Лев Мелихов создал удивительный образ Москвы на своем вернисаже, а директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова сделала из фотофестивалей грандиозное событие.

    В области музыкального искусства на Государственную премию выдвинут, в частности, создатель театра "Новая опера" Евгений Колобов. Один из величайших оперных дирижеров нашей истории при жизни знал только кривые ухмылки критиков, да еще иногда, нарушая неписаную традицию, его спектакли отмечала национальная премия "Золотая маска". Между тем он как никто другой владел тайнами общения с музыкой не через ноты, а через душу и сердце. Это талант абсолютно индивидуальный и уникальный, второго такого нет. И жаль, что его первая и единственная Государственная премия может теперь настигнуть его только посмертно.

    Наш старейший оперный режиссер Борис Покровский давно стал классиком и, несмотря на возраст, выпускает премьеру за премьерой. Он тоже создал свой театр и свою школу, и Государственная премия за спектакли "Сорочинская ярмарка" и "Юлий Цезарь и Клеопатра" может стать, по сути, высоким признанием всего подвижнического пути мастера в российском и мировом музыкальном театре.

    В области кино на премии выдвинуты несколько документальных и одна игровая лента. Игровую смотрели многие, про документальные большинство даже не слышали - жизнь периферийных телекомпаний теперь изолирована, а национальные телеканалы на показ документального кино скупы. Некогда славное и популярное, наше документальное кино потеряло возможность быть фактором общественного внимания и влияния. Хотя имя режиссера телекомпании "Вятка" Алексея Погребного хорошо знакомо знатокам жанра по таким многосерийным фильмам, как "Лешкин луг" о фермерской жизни, а его картина "Извините, что живу..." уже получала призы на фестивалях в Екатеринбурге и Петербурге, возможности увидеть кинематограф такого рода у современного зрителя практически нет. Между тем Погребной задолго до скандальных телевизионных "застеколий" открыл секрет "реального телевидения", причем использовал его в интересах не дешевой сенсации, а общества и искусства. Выдвижение на Госпремию картин такого уровня, будем надеяться, поможет восстановлению нормальных приоритетов в практике нашего кино и телевидения, укрепит позиции документалистики и поможет вернуть ее зрителям.

    Фильм Александра Рогожкина "Кукушка", напротив, обласкан вниманием прессы, он хорошо прошел в прокате, получил призы нескольких кинофестивалей включая Московский международный, увенчан "Никой" и "Золотым орлом". И опять-таки симптоматично, что на Государственную премию выдвинут не модный боевик типа "Антикиллера", чья прокатная судьба счастливее и кассовый успех не в пример больше, а негромкая, но глубокая по художественному тексту и чрезвычайно емкая по смыслу притча о том, как важно людям земли найти общий язык.

    Чрезвычайно трудным будет выбор лауреатов в области драматического театра: здесь много превосходных актеров и достойных постановок. Хотя, за исключением петербургского "Ревизора", ознаменовавшего возрождение как мейерхольдовской традиции, так и старейшей, но угасшей Александринки, спектаклей, которые стали бы крупными событиями нашей художественной жизни, нет ни в жизни, ни соответственно в списке соискателей. А если считать, что списки такого рода всегда отражают некую тенденцию, доминирующую в театральном процессе, то хорошо виден крен в "столичность" наших театральных достижений: судя по списку, театры русской провинции, за малым исключением, оскудели яркими талантами. Что наверняка не так - значит, сам механизм выдвижения на главную премию России, возможно, все еще слишком близорук и плохо видит дальше Садового кольца.

    От литературного шорт-листа веет беспомощностью,словно бы жюри крайне смутно представляло себе, кого и за что премировать. В итоге остановились на писателе-деревенщике Василии Белове, авторе "Привычного дела" и "Плотницких рассказов", номинированного, однако, совсем не за названные шедевры, а за "Час шестый" - заключительную часть трилогии о коллективизации. Литературным событием эта вещь, написанная в конце 90-х, так никогда и не стала. Отобрали двух поэтов - Андрея Дементьева и Михаила Синельникова. Кроме того, в финальный список включили прозаика Канта Ибрагимова, написавшего в 1998 году роман о Чечне и ее 70-летней истории и уже выдвигавшегося (безрезультатно) на Госпремию прошлого года, а также Исхака Машбаша, автора романа "Адыги", посвященного жизни черкесов в ХVI веке.

    Если признать, что за Госпремией стоит реальная политика государства по отношению к литературе, приходится признать - сегодня государство предпочитает в литературе то, что звучало и казалось важным позавчера. Зато в список номинации "За просветительскую деятельность" проник кандидат во всех отношениях достойный - блестящий переводчик английской и американской поэзии всех эпох и веков Григорий Кружков.

    В категории "Эстрадное искусство" на соискание Государственной премии выдвинут саксофонист Игорь Бутман - создатель собственного биг-бенда и большой подвижник джаза. Именно его усилиями джазовый календарь Москвы как минимум дважды в году хвалится афишами, приглашающими в Кремль или ГЦКЗ "Россия" на выступления патриархов "музыки толстых". В прошлом году при выдвижении на Госпремии джаз оказался в тени. Теперь некогда опальное и массовое, а ныне классическое и "элитарное" искусство джаза может взять реванш.

    Поделиться