Примечательно, но буквально на следующий день после оглашения результатов думской кампании председатель Центризбиркома Александр Вешняков предсказал, что бороться за высший пост в государстве на мартовских выборах будут четыре-пять кандидатов, включая действующего Президента. И почти не погрешил против истины. Потенциальных кандидатов на высшую должность в государстве оказалось несколько больше - семь, включая Владимира Путина. Впрочем, удостоверения кандидатов пока получили только двое из них, а у ЦИКа есть еще десять дней для тщательной проверки всех сданных подписей и принятия решения о регистрации. За это время, вполне вероятно, список может сократиться до "вешняковского минимума".
Если это произойдет, то нынешняя президентская кампания станет самой малочисленной по сравнению с выборами прошлых лет. В избирательном бюллетене первых президентских выборов 1991 года значилось шесть фамилий кандидатов, в 1996 году - десять, в 2000-м - одиннадцать.
Исключительной президентская кампания 2004 года выглядит, пожалуй, лишь по числу кандидатов. В остальном она продолжает традицию безальтернативности российских выборов. Под безальтернативностью в России понимают наличие безусловного лидера, при котором остальные кандидаты фактически играют роль массовки. Это подтверждают и данные соцопроса: если бы выборы состоялись вчера, Владимир Путин набрал бы 80 процентов, Сергей Глазьев - 4, Николай Харитонов - 2 процента.
Такой обычай достался России еще от "президентского" Советского Союза - первого и последнего Президента СССР избрал III Съезд народных депутатов и кандидат был один - Михаил Горбачев. На выборах Президента РСФСР в 1991 году Борис Ельцин сразу набрал 57 процентов, а ближайший соперник - бывший премьер-министр СССР Николай Рыжков - всего 16. Традиция была нарушена только в первом туре президентских выборов 1996 года: тогда отрыв Бориса Ельцина от Геннадия Зюганова составлял всего 2,5 процента. Зато во втором туре Ельцин одержал убедительную победу, опередив лидера коммунистов на 13 процентов. Президентскую кампанию 2000 года, несмотря на всю ее представительность, также можно назвать безальтернативной. Соперниками Владимира Путина были такие известные люди, как режиссер Станислав Говорухин, бывший генпрокурор Юрий Скуратов, губернаторы Константин Титов и Аман Тулеев, партийные лидеры Владимир Жириновский и Григорий Явлинский. Однако уже в первом туре тогдашний премьер-министр набрал почти 53 процента. "Вечно второй" Геннадий Зюганов отстал от лидера на 23 пункта.
Нынешние кандидаты - явные статисты, хотя в выдвижении каждого из них присутствует определенная логика. В случае с ЛДПР и КПРФ она имеет много общего. Выдвигая кандидатом от ЛДПР своего телохранителя Олега Малышкина, Владимир Жириновский сохранил свой политический потенциал и потрафил Кремлю, не поддержав идею бойкота.
Аграрий же Николай Харитонов стал "непроходным" кандидатом от КПРФ в результате аппаратной победы Геннадия Зюганова над одним из лидеров левых патриотов Геннадием Семигиным.
Спикер верхней палаты парламента Сергей Миронов, как известно, пошел на выборы, чтобы поддержать Президента. Если бы активно обсуждавшийся правыми и левыми бойкот все же стал реальностью, то он формально составил бы конкуренцию Путину. После того как опасность миновала, Миронов, по-видимому, просто забыл снять свою кандидатуру.
Ирина Хакамада выдвинулась сама и сначала воспринималась как кандидат от правых. Однако первое же программное заявление с голословными обвинениями в адрес Путина лишило ее поддержки СПС, впрочем, как и Кремля, хотя наличие демократического оппозиционного кандидата ему на руку. Но после 14 марта скорее всего на ее политической карьере можно будет поставить жирный крест: "Норд-Ост" - слишком больная тема для власти.
Глазьев, как и Хакамада, выдвинулся сам и снова претендует на роль маленькой сенсации, как и во время думских выборов. Аналитики считают, что, возможно, ему следовало бы взять паузу и не испытывать судьбу дважды. Не факт, что ему удастся закрепить результаты думской кампании, что невыгодно именно блоку "Родина". Впрочем, при столь скудном списке претендентов на главное кресло страны шансы Глазьева увеличиваются. Да и сама возможность заменить "постоянно второго" в президентской гонке Геннадия Зюганова, с лету "составив конкуренцию" Владимиру Путину, - об этом может мечтать любой баллотирующийся на пост главы государства. Впрочем, блок, устами Дмитрия Рогозина, уже отказал Глазьеву в поддержке и запретил использовать свою символику. Его подписи ЦИК будет проверять с особой тщательностью.
Иван Рыбкин - самый несерьезный из самовыдвиженцев. Собрать два миллиона подписей за отведенный законом срок без использования партийной или административной инфраструктуры практически невозможно, что, по всей видимости, и подтвердит ЦИК.