Банки оставят в покое

Вчера на рассмотрение Правительства была внесена стратегия развития банковского сектора России на 2004-2008 годы. У этого документа три автора: Центробанк, Минфин и Минэкономразвития. По сути он продолжает проводимую в стране банковскую реформу, но концентрируется на решении важнейшей задачи: поэтапном сокращении влияния государства на этот финансовый сектор. Но речь в данном случае не идет о стремительном снижении госдоли в российских банках.

 

Еще на стадии разработки этой концепции аналитики неодобрительно отзывались об активном желании государства "отойти в сторону", поскольку многие банки имеют важное стратегическое значение для развития российской экономики. Критика была услышана. В представленной концепции говорится о том, что в ближайшие годы государство не только сохранит свое влияние в некоторых банках, но и займется их развитием. В первую очередь, это касается Внешэкономбанка (ВЭБ), который, как известно, получил статус государственной управляющей компанией средствами пенсионных накоплений. Кроме того, ВЭБ является агентом правительства по погашению и обслуживанию госдолга.

Определена и судьба Росэксимбанка. Как следует из текста документа, главным образом он будет заниматься финансированием и предоставлением гарантий для экспортно-импортных операций, а также оказывать поддержку компаниям, занимающимся внешнеэкономической деятельностью.

Определен план действий и для Российского банка развития и Российского сельскохозяйственного банка. В принципе особых перемен здесь не ожидается. Они продолжат обеспечивать решение специальных задач государственной экономической политики, для чего, собственно, и были созданы. Что касается российских загранбанков, то порядок и сроки выхода Банка России из числа их акционеров будут рассматриваться отдельно по каждому банку на Национальном банковском совете.

На радость вкладчикам Центробанк РФ не собирается в ближайшие годы расставаться также со своим контрольным пакетом акций в Сбербанке. Мало того, наблюдательный совет Сбербанка будет инициировать проведение комплексных обследований кредитного портфеля банка и уделит особое внимание тому, как функционирует здесь система управления рисками. Дело в том, что сегодня на рынке банковских услуг, предоставляемых физлицам, то есть обычным гражданам, Сбербанк уже не является безоговорочным фаворитом. В стратегии развития банковского сектора говорится о том, что за последний год доля Сбербанка на этом рынке сократилась почти на 8 процентов. Впрочем, она по-прежнему остается достаточно высокой - 64,2 процента. Именно поэтому финансовая власть не спешит отправлять Сбербанк в свободное рыночное плавание.

Как видим, государство собирается основательно участвовать в деятельности "своих банков" и ставит перед ними вполне конкретные задачи. Впрочем, это, как отмечается в документе, не должно мешать банкам получать прибыль и поддерживать финансовую устойчивость.