По мнению правозащитников, это лишь "первая ласточка", а с каждым днем количество подобных исков будет возрастать. Учредители коалиции общественных организаций "За демократическую АГС" утверждают, что они уже 15 лет борются за права призывников и отступать не намерены. Нынешний закон они считают репрессивным. Их аргументы: закон установил самый длительный в мире срок альтернативной службы - 3,5 года, как правило, вдалеке от родного дома. Не исключено, что и в Вооруженных Силах. Пусть даже без автомата - такая служба уже может именоваться гражданской. По сути, утверждают правозащитники, закон не что иное, как суровое наказание для тех молодых людей, кто не захотел шагать в общем военном строю. "Для нынешней редакции закона вернее использовать термин "закон о безальтернативности", - говорит президент Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе.
В первую очередь коалиция общественных организаций намерена проконтролировать исполнение закона. Уже сейчас правозащитники следят за формированием списка социальных организаций, где юноши смогут проходить альтернативный гражданский срок. "К сожалению, многие руководители еще не знают, что могут подать заявки на использование труда "альтернативщиков". Только в некоторых регионах приступили к реализации закона, в остальных ждут готовых инструкций из Москвы", - заявил исполнительный секретарь общественной коалиции Сергей Кривенко.
- Мы будем добиваться изменения закона в судах, - говорит представитель фонда "Мемориал" Людмила Вахнина.
Теперь прецедент уже создан. Житель Перми Михаил Фадеев в своей жалобе, направленной в Конституционный суд, указывает на очевидное противоречие Закона об АГС Основному Закону России. Михаил - активный сторонник одной из христианских организаций. В 2002 году он уже выиграл суд у пермского военкомата. Тогда Кировский районный суд Перми отменил решение о призыве Фадеева в армию и подтвердил право молодого человека проходить альтернативную гражданскую службу. Но никакой альтернативы в нынешнем Законе об АГС Михаил, по его утверждению, не увидел.
Правозащитники также полагают, что помимо несоответствия нового закона сразу нескольким статьям Конституции РФ он может оказаться и просто неработающим. Скажем, для "альтернативщиков" предусмотрено проживание в общежитии, но общежитием никак нельзя назвать ветхий военный барак. И каждую такую зацепку они намерены использовать в борьбе за права призывников.
Оппоненты
В Министерстве обороны РФ с инициативой противников нынешнего Закона об АГС уже знакомы, и к обещаниям завалить Конституционный суд исковыми заявлениями относятся спокойно. "Это право каждого человека отстаивать свою позицию в суде, - заявили в пресс-службе Минобороны. - Но как можно говорить об изменении закона, который еще не проработал и года. Как вообще можно сравнивать сроки военной и гражданской службы?
Альтернативная служба - как обычная работа. "Альтернативщики" не будут носить автомата, они будут работать по КЗОТу и получать за эту работу деньги: не 100 рублей, как срочники, а 2-3 тысячи рублей. Срочник служит от 0 до 24 часов, а рабочий день "альтернативщика" - обычные 8 часов.
Даже в Вооруженных Силах он будет работать в воинских частях на должностях гражданского персонала, как сегодня многие женщины. И ни один военный начальник не сможет сказать: "Стройся, упал, отжался!" Единственное отклонение от КЗОТа - невозможность уволиться". В военном ведомстве ожидают, что уже в предстоящий весенний призыв пожелают испытать на себе все преимущества альтернативной службы около 5 тысяч человек. Причем, многие - именно в военных подразделениях: срок альтернативной службы там еще и короче, чем в социальных учреждениях.