Новости

30.01.2004 04:20
Рубрика: Общество

Платить ли ребенку за домашний труд?

Жила-была денежка...

- Твой сын не знает цены деньгам, - безапелляционно заявила мне моя матушка, у которой мой 11-летний ребенок гостил на летних каникулах. - Поэтому теперь за работу по дому я выплачиваю ему "зарплату".

Признаюсь честно, до этого времени я была твердо убеждена, что деньги и дети - понятия не совместимые.

- Деньги - это все-таки зло, - думала я, - они развращают. Уж если взрослые люди "гибнут за металл", то что говорить о детской, неокрепшей психике? Да и зачем моему ребенку в этом возрасте думать о деньгах? Пусть лучше в школе учится как следует.

Таким образом, я старалась до минимума сводить общение ребенка с деньгами. Нет, разумеется, в магазин за хлебом и прочими немудреными покупками он ходит. Давно и с успехом различает купюры, ловко считает сдачу и на заявления типа: "Я это тебе не куплю, потому что это дорого" - реагирует с пониманием, не устраивая истерик. Но так называемый запах денег доселе был ему незнаком. И еще я была твердо убеждена, что ребенок должен выполнять по дому те или иные функции, опираясь лишь на жесткое понятие "надо". "Надо" убирать за собой постель, гулять с собакой, выносить мусор и так далее. Поэтому мое сознание тут же взбунтовалось против педагогических приемов моей мамы.

- Ребенку нельзя прививать вкус к деньгам, - возмущалась я. - Получая даже небольшую сумму за выполненную работу, он научится требовать деньги за все, что станет делать в дальнейшем! Он станет жадным и корыстным!

- А ты на своей работе "забесплатно" работаешь, опираясь лишь на чувство вселенского альтруизма? - спокойно парировала моя родительница. - Наверняка же твоя основная цель - это заработать деньги. Пусть даже за любимое дело. И чем лучше ты работаешь, тем больше денег зарабатываешь. А если тебе вдруг перестанут платить, то, что, ты так и будешь продолжать ездить на свою работу? Или все-таки постараешься найти новую? Так почему же от своего собственного сына ты требуешь "забесплатно" делать то, что ему не нравится и в принципе нравиться не может?

- Потому что он должен понимать, что значит - "обязанность".

- Знаешь, свои "обязанности" он выполняет гораздо охотнее, если получает за них деньги, - говорила мама. - Тем более что я не собираюсь оплачивать ему каждый его шаг. А просто предлагаю ему заработать денег. И, как видишь, он соглашается.

Вот здесь мне крыть было уже нечем. Из окна я могла наблюдать, как мой в принципе не слишком трудолюбивый сын, проявляя чудеса терпения, выковыривал из грядки сорняки. И примерно так минут через сорок мы уже смело могли рассчитывать на хороший урожай морковки, а еще через какое-то время - и свеклы. Нужно сказать, что и расценки у бабушки были "неслабые": одна грядка - 1 доллар. И всего за пару часов общественно-полезного труда на свежем воздухе он стал обладателем немалой для ребенка суммы.

- Мы живем в мире денег, - убеждала меня мама, - и их нужно учиться зарабатывать. А "зарабатывать" происходит от слова "работать".

Нужно ли говорить, что от бабушки мой сын возвращался с небольшой, но обнадеживающе гремящей коробочкой из-под печенья, в которой хранились первые заработанные им деньги. Я же, наблюдая, как он лелеет свой "золотник", честно говоря, настораживалась. А что как теперь он начнет делить семейные деньги на "ваши" и "мои"? Но никаких таких "моих" денег не было. Сын просто припрятал свою "заначку", и я уж было подумала, что он о ней напрочь забыл. И каков же был мой ужас, когда я заметила, что он эти деньги периодически вытаскивает, рассматривает и с нежностью (!) пересчитывает.

- Нужно, чтобы он срочно их потратил, - решила я.

Но не тут-то было! Мой ребенок начал проявлять просто чудеса бережливости. Он отказывался тратить их на новые "игрушки" для компьютера, мотивируя тем, что у него их и так полно. Он не захотел расставаться со своими деньгами даже тогда, когда я предложила ему купить вожделенный СD-плеер!

- Ну давай купим тебе новый выжигательный прибор, - уговаривала я.

- Можно починить старый, - рационально отвечал мой недоросль.

- Тогда давай я добавлю необходимую сумму, и мы купим тебе скутер, - решившись на отчаянную меру, предлагала я.

- Мне хватит скейта и роликов, - пожимал плечами сын.

Одним словом, ребенок не желал тратить из заветной кубышки даже "ломаного цента".

Прошло еще какое-то время, и, возвращаясь как-то с работы, я встретила его шедшим по улице. Сказать, что я оторопела от увиденного, - значит не сказать ничего. Из кармана его куртки торчала раскрытая и пустая коробка из-под печенья. Та самая! А в руках красовался грандиозный букет белых цветов.

- Представляешь, мам, у Варвары-то сегодня день рожденья! - завидев меня, издалека заорал мальчишка.

Как и большинство представителей своего пола, мой сын вспомнил о дне рождения своей "зазнобы" лишь в последний момент. Оказавшись врасплох в щекотливой ситуации, он не придумал ничего лучшего, чем быстренько добежать до ближайшего цветочного магазина и купить девчонке цветы. Но какие! Это был не скромный букетик скучных гвоздик. Ясельная любовь, грозившая перерасти в серьезное чувство, стоила большего! В руках 11-летнего "жениха" красовался роскошный букет бело-розовых орхидей, тянувший как раз на всю его "заначку". Испытав легкий укол зависти к маленькой Варваре, которая сейчас станет обладательницей роскошных цветов (кстати, мне до сих пор никто таких не дарил), я подумала, что, наверное, не так уж и плохо, если мы с раннего детства научим своих мужчин собственным трудом зарабатывать деньги и бездумно их тратить на нас!

Работа на себя - любимого

Зарабатывать собственным трудом - пожалуйста. Но стоит ли приравнивать к таковому труд домашний, совсем домашний: для себя и своих. Простейший вариант: "Уберешься в комнате (вымоешь посуду) - получишь 10 рублей". И что? А если ребенку в следующий раз не понадобятся десять рублей? У детей, между прочим, в последнее время активно развиваются собственные финансовые отношения, да они и всегда развивались: еще в первом, втором, третьем, а также в четвертом классе фантиками от жвачек торговали. Нет, конечно, карманные деньги никогда не помешают. Я вспоминаю случай, когда у меня оставалась буквально мелочь, а дите хотело "чупа-чупс" и выгребло из кармана бумажек - несколько сотен. Сэкономленные. Я с удовольствием взяла взаймы.

Но мы отвлеклись. А как вам такая ситуация: ребенок не моет за собой посуду день, другой, третий... Надолго ли хватит посуды, чтобы его обеспечивать? Поел - помыл. Иначе останешься без чашки (тарелки, вилки, ложки). Это не труд, это - необходимость. А посудомойщики получают за это деньги по той причине, что моют "километры" посуды и отнюдь не за собой.

То же касается и уборки. Вы засекали, за сколько времени детская комната может зарасти хламом, чтобы там пройти было невозможно? Дня за три. И что? Платить ему за каждую уборку? Когда по комнате нельзя пройти, я думаю, он сам задается этой целью. В смысле - убрать. Нет, конечно, есть простой вариант: расчистить основные пути и магистрали - от двери к столу, кровати, шкафам... Но есть у меня подозрение, что, если в один прекрасный день потребовать от ребенка полной уборки комнаты, причем за просто так, он все-таки это проделает. Понятен и механизм: то, что не вмещается в коробки и ящики шкафов, будет засунуто под кровать, да и сами коробки будут тромбоваться ногами, в них смешаются "кони, люди..." и прочие необходимые вещи. А вот когда ребенку в этом "порядке" потребуется что-то найти, что он сделает? Правильно. Вывернет все обратно. Вопрос: захочется ли ему, найдя нужную вещь, собирать все обратно? Вряд ли. Дальше уже - дело за родителями: сам собирал, сам потерял, сам нашел - делай выводы. По-моему, более действенный метод, нежели плата за уборку за самим собой.

Моя сестра платила как-то своей дочери за учебу. В смысле за пятерки, четверки... Сразу вспоминаются два анекдота. Отец говорит сыну: "Получишь "пять" - пять рублей, "четыре" - четыре рубля, единицу - ходи, звени мелочью..."

Аналогичный вариант: сдашь сессию на "отлично" - будешь ездить на черной "Волге", на "четыре" - на белой, не сдашь - на желтой с шашечками.

Так вот, у моей сестры все обошлось просто: само "на нет" сошло. Не было заинтересованности. Там и так с учебой нормально. А знакомая поведала другую историю: ее друзья платили дочери за любое действие по дому и за хорошие оценки. Но вот наступил финансовый кризис, и все пошло прахом. Привычка "иметь" за каждую мелочь осталась, жить на относительно широкую ногу - тоже, а вот финансов нет. И забываются домашние дела, учеба в школе, но появляются более "дешевые" способы заработать...