Год для нашего кино выдался, как известно, урожайным, и состязание получилось напряженным. В пятерке картин, претендующих на статус "Лучший игровой фильм", -многократно увенчанное международными призами "Возвращение" Андрея Звягинцева, другой дебютный фильм, лауреат Московского фестиваля "Коктебель" Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского, историческая драма Виталия Мельникова "Бедный, бедный Павел" и социальный портрет современной российской глубинки - "Магнитные бури" Вадима Абдрашитова. Меньше всего шансов у пятой ленты - "Прогулки" Алексея Учителя, где нам почему-то доказывают, что российская молодежь уже слезла с веток и вполне дозрела до Европы. А главная борьба скорее всего развернется между картинами Звягинцева и Абдрашитова: с одной стороны, было бы странно, если бы жюри Национальной кинопремии прошло мимо беспрецедентной двойной победы "Возвращения" в Венеции, с другой - "Магнитные бури" бесспорно лидируют в репертуаре как мощный и очень актуальный художественный анализ сегодняшнего состояния нашего общества. Наиболее вероятный вариант поэтому - разумное распределение между двумя фаворитами года двух главных премий: за режиссуру и за лучший фильм. Хотя рулетка есть рулетка, и стопроцентно угадать итоги голосования не взялся бы никто.
Недовольство части журналистов вызвало отсутствие в "шорт-листе" лидера проката 2003 года боевика "Бумер". Эхо скандала докатилось даже до мало интересующегося Россией Запада: информационные агентства, не скрывая недоумения, распространили сообщения о российских сварах по поводу обиженного "Бумера". Боюсь, в этом конфликте правы академики: они четко отфиксировали грань между масс-культом и искусством, и если умелая раскрутка "бандитской саги" обеспечила ей кассовый успех, то это заслуга не столько авторов, сколько умелых бизнесменов. Выбор академиков в данном случае отразил и явную усталость публики от "криминала" на экране.
А еще ярче отразил эту усталость неожиданный для многих успех телевизионного фильма Владимира Бортко "Идиот". Благодаря этому фильму продюсеры вдруг поняли, что публика хочет совсем не того, что ей усердно навязывали все эти годы, и теперь дружно переключились на экранизации русской классики - "Идиот" словно прорубил для русского кино окно в Россию. Поэтому в номинации "Лучший игровой телевизионный фильм" можно без особого риска предсказать победу именно картине Бортко, несмотря на наличие двух других достойных претендентов - "Наследниц" Эльера Ишмухамедова и "Театрального романа" Юрия Гольдина и Олега Бабицкого. Зато в номинации "Лучший сериал" "криминальная тема" имеет все шансы взять реванш: "Бригада" наверняка отвоюет приз у "Двух судеб" и "Русских в городе ангелов".
Обидно, что за пределами внимания академиков остался яркий дебют Геннадия Сидорова в фильме "Старухи", как и сильная режиссерская работа Валерия Рубинчика в "Кино про кино" - эта картина попала лишь в две номинации: "лучший сценарий" (Анатолий Гребнев, посмертно) и "лучшая женская роль второго плана" (Татьяна Лаврова). Где тоже имеет хорошие шансы победить.
Но чем дальше, тем очевиднее становятся преимущества наличия в нашей киножизни сразу двух авторитетных национальных премий: хороших картин теперь больше, чем "Орлов" и "Ник". Так что пора споров между двумя академиями явно уходит в прошлое: ее отголоски еще слышны в запальчивых интонациях журналистов, но реноме обеих премий, похоже, благополучно устоит. Тем более что наград для хороших людей никогда не бывает слишком много.