Чем же на самом деле вызвана столь масштабная проверка Романа Абрамовича? В пресс-службе СП корреспонденту "РГ" сказали, что Сергею Степашину пока нечего добавить к тому, что он уже сказал. Проверки начались. А то, что СМИ "свалили все в одну кучу", - это уже на совести журналистов. "Сибнефть" проверяют на предмет правильности "исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов".
И, главным образом, для того, чтобы выявить легальные схемы ухода от этих платежей, чтобы потом разработать рекомендации для законодателей.
А если уж будет обнаружено нарушение закона, то здесь свое слово скажет прокуратура.
Финансовую же деятельность чукотской администрации проверяют совсем с другой целью. С какой? По этому вопросу корреспонденту "РГ" посоветовали обратиться к аудитору Счетной палаты РФ, который занимается контролем взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами других уровней, Сергею Рябухину.
- Сергей Николаевич, чем вызвано такое пристальное внимание к Чукотке?
- Никакого, как вы выразились, пристального внимания нет. Это плановая проверка, о которой было известно еще в декабре прошлого года. В этом году, кроме Чукотки, мы должны провести контрольные мероприятия с выездом на место в 23 регионах и в 8 закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). Одна наша бригада уже две недели работает в Байконуре, другие отправились в Калининград, на Сахалин, в Саратов. На Чукотку контролеры поедут только в марте. А сейчас идет подготовительный этап, они работают с Минфином, Минэкономразвития, с отраслевыми министерствами.
- И что вы там будете искать?
- По закону мы должны ежегодно проверять высокодотационные регионы, которые получают из федерального бюджета средств больше, чем их собственные доходы, то есть где финансовая помощь превышает 50 процентов бюджета субъекта Федерации. Чукотка именно такой регион. В этом году она получит более 2,6 миллиарда рублей. Из них 40 миллионов рублей Чукотка получит на реализацию своей части федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы и до 2010 года". Контроль над использованием средств, выделяемых на подобные целевые программы, тоже входит в обязанности Счетной палаты. Их - около 50, и за всеми нужен "глаз да глаз".
Так что на Чукотке мы будем смотреть, насколько эффективно и "по делу" израсходованы средства, направленные из федерального бюджета в 2003 году (это свыше 2 миллиардов рублей). И проанализируем ситуацию в 1 квартале 2004 года. Как видите, никакой политики, одни финансы. Более того, в плане этого года у нас не только высокодотационные регионы, но и Татарстан, Калужская, Кемеровская области, Ингушетия, Краснодарский край, Башкирия. То есть и самодостаточные регионы. Нравится кому-то это или нет - но таковы требования Бюджетного кодекса и российского законодательства.
- Значит, выезд на Чукотку не связан с покупкой Абрамовичем английского футбольного клуба "Челси"?
- Это нас вообще не касается. Но если хотите, я могу высказать свое личное мнение. Это частный капитал, и собственник вправе тратить его так, как вздумается. Здесь можно говорить только о моральном аспекте дела. Чукотка - высокодотационный регион, со множеством социальных проблем, а губернатор тратит сотни миллионов долларов за границей. Это вызывает недоумение. Но повторяю, мы в политику не вдаемся. И, уверяю вас, в программу контрольных мероприятий факт покупки "Челси" точно входить не будет.
- Расскажите подробнее о проверках целевых программ, насколько они эффективны?
- Вы правильно акцентировали внимание на эффективности. Это нас сегодня волнует в первую очередь. Вы знаете, что Счетная палата по инициативе Сергея Вадимовича Степашина начала переход от финансового аудита к аудиту эффективности. Это действительно революционный подход. Американцы, например, уже 30 лет занимаются аудитом эффективности, канадцы и немцы - 25 лет.
Итак, насколько рационально расходуются средства целевых программ? Мы даем экспертное заключение не только на этапе их реализации, но и во время исследования, изучения проблемы. И что видим? Программы в среднем финансируются на 70-80 процентов, что говорит о поверхностном подходе.
Пока аудит эффективности мы провели только по одной федеральной целевой программе - "Дети Севера". На этапе ее подготовки сделали ретроспективный анализ. Скажу удивительную вещь. Программа распространяется на 27 регионов России, на ней завязаны пять федеральных министерств. И каков итог? На каждое мероприятие в расчете на одного ребенка, проживающего в этих регионах, приходилось в среднем лишь 74 копейки в год. Например, на оздоровление и профилактику - по 1 рублю 24 копейки, на образование и воспитание - по 70 копеек, на развитие культуры - по 68 копеек, на физкультуру и спорт - по 36 копеек. Спрашивается, на каких принципах, на каких приоритетах высчитывалась эта сумма? А ведь цель-то как ставилась: снизить детскую смертность, заболеваемость, увеличить рождаемость, поправить демографическую ситуацию. Но самое поразительное, что из этой мизерной суммы (на всю страну - 260 миллионов рублей) 21 миллион так и не сумели реализовать - вернули в федеральный бюджет. А то оборудование, которое купили на средства, выделенные для этой программы, во многих случаях оказалось невостребованным и теперь пылится на складе. Кстати, это касается и Чукотки.
- Какой вы видите выход?
- Губернаторам вместе с Мин-экономразвития, Министерством культуры, здравоохранения, Госкомспортом надо объединиться для реализации этих задач. Тогда мы сможем преодолеть растущую детскую смертность. Это вообще должно стать заботой всего общества. Не случайно председатель Счетной палаты обратил внимание на такой парадокс. В фонд помощи беспризорным детям, который организован при Торгово-промышленной палате России, бизнес-сообщество собрало всего 1 миллион долларов.
- Какие самые злостные и типичные нарушения обнаруживает СП?
- Мы выявили, что в 40 процентах закупки на муниципальные и государственные нужды ведутся с нарушением бюджетного законодательства, то есть без организации конкурсов, тендеров, торгов. А там, где они проводятся, почти в 90 процентах мы видим предварительный сговор либо недобросовестное исполнение конкурсных процедур.
- К чему это приводит?
- Приблизительно 850-860 миллиардов рублей в год расходуются на госзакупки. И колоссальные средства консолидированного бюджета страны тратятся неэффективно, с завышением цен, а в некоторых случаях это связано с хищениями. Наведя порядок только в закупках на муниципальном и государственном уровнях, можно сэкономить 150-200 миллиардов рублей в год.
- Что же мешает этому?
- До недавнего времени большую проблему создавало размытое законодательство. Но в декабре прошлого года Госдума приняла поправку в Уголовный кодекс об уголовной ответственности за нецелевое расходование средств федерального бюджета. И теперь ситуация должна в корне измениться. Это отрезвит тех, кто хочет нажиться за счет бюджета района, города, области, страны.