- Насколько распространено литературное рабство?
- Во многих городах существуют литературные агентства, которые таким образом поставляют тексты для центральных издательств. И гуманитарная молодежь, которая по разным причинам остается без денег, работает на других авторов за мизерные деньги. В моем родном Саратове это явление просто типичное.
- Это форма плагиата, воровства?
- О воровстве в прямом смысле слова речи не идет. Но производится продукт, который человек отдает за смешные деньги - 5-6 тысяч рублей за один роман. Они позволяют не умереть или не опухнуть с голоду. А имя, под которым выдается текст, - это раскрученный бренд. Но текстов у автора нет, и он использует труд "негров" на своих литературных плантациях.
- Читателя, который покупает книгу под известным именем-брендом, тоже обманывают?
- Само собой. Но чтобы публиковать под своим именем других авторов, надо быть достаточно штампованным. Под Акунина, например, не сработаешь. Там есть признаки стиля.
- Надо ли бороться с этим явлением?
- С этим бороться невозможно. Человек хочет писать и согласен это делать на определенных условиях. Не было бы согласия, не было бы и договоренностей.
В России вообще заниженная планка взаимоотношений авторов и работодателей: авторы любого калибра получают мизерные деньги, а издатели привыкли к тому, что они соглашаются работать хоть даром. Самые наши успешные авторы при таких тиражах, которые они имеют, на Западе имели бы три виллы в Майами, ранчо в Техасе и личный "Боинг".
- Не потеряются ли настоящие таланты?
- Если талант жидкий, он растечется и уйдет сквозь пол. Если талант крепкий, никакой поденщиной его не испортишь.