Срок за фиктивное банкротство

МВД России предлагает внести ряд изменений в действующее законодательство, чтобы ужесточить ответственность за экономические преступления. Об этом сообщил заместитель начальника оперативно-разыскного бюро Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД России Александр Щеглов.

 

Он пояснил, что, в частности, предполагается "изменить квалификационные признаки по ряду статьей Уголовного кодекса, в первую очередь касающихся ложного банкротства предприятий". "Мы считаем необходимым ввести понятие этого преступления, совершенного в группе, и определить размер ущерба, в зависимости от которого и будет назначаться наказание", - отметил А.Щеглов.

По его словам, эти поправки разрабатывались МВД РФ совместно с Генпрокуратурой и Федеральной службой по финансовому оздоровлению и банкротству. Часть поправок уже внесена на рассмотрение в Госдуму, остальные предложения будут представлены парламентариям в ближайшее время.

Предложения МВД сводятся к удвоению сроков лишения свободы за мошенничество, связанное с фиктивным банкротством.

Эксперты, однако, уверены, что эта мера никого не остановит: доказать умысел в делах о банкротстве очень трудно, поэтому подавляющая часть дел просто не доходит до суда.

В действующем Уголовном кодексе преступлениям, связанным с банкротством, посвящены три статьи: 195, 196 и 197. Неправомерные действия при банкротстве наказываются лишением свободы на срок до трех лет, за преднамеренное или фиктивное банкротство могут посадить на срок до шести лет. Размер ущерба не влияет на срок наказания. Поэтому Щеглов и решил устранить несправедливость и ввести дифференциацию наказаний в зависимости от размера ущерба. Они подготовили поправки в Уголовный кодекс, по которым крупным будет считаться недобросовестное банкротство с ущербом на сумму 250 тысяч рублей, а особо крупным - на 1 миллион рублей. В этом случае наказания будут ужесточены. Большие сроки грозят и членам преступных групп, организовавших банкротство.

Никто против этого особо не возражает, всех "достали" лжебанкроты - и Правительство, и местные власти, и партнеров по бизнесу. Однако многие сомневаются в действенности нововведений. Эксперты считают, что в законодательстве и сейчас достаточно рычагов для предотвращения процедур фиктивного банкротства - не хватает желания это делать. Во многом мешает и низкая квалификация сотрудников МВД.

За девять месяцев прошлого года было направлено в правоохранительные органы 252 заключения о нарушениях, связанных с банкротствами. По 87 случаям были возбуждены уголовные дела. Из них только шесть было передано в суд.

Что касается других экономических преступлений, то тут, по мнению начальника ГУБЭП Анатолия Гулькова, дела обстоят значительно лучше.

В 2003 году всего было выявлено 376,8 тысячи преступлений экономической направленности, что на полпроцента больше показателей предыдущего года.

Свой отчет о проделанной в прошлом году работе Анатолий Гульков начал с "традиционной" для ГУБЭП отрасли оборота драгметаллов и драгоценных камней - сумма возмещенного ущерба в этой отрасли превысила размер причиненного ущерба в два раза и достигла 100 миллионов рублей. В прошлом году были проведены проверочные операции под кодовым названием "Нефть" и "ГСМ". Еще несколько "вечных тем" - борьба с незаконной вырубкой и продажей древесины, коррупционная тематика - 450 миллионов рублей. В прошлом году проверено 90 тысяч предприятий, пресечена противоправная деятельность свыше 90 тысяч подпольных производств, в отношении более чем 3,5 тысячи организаторов возбуждены уголовные дела, это на 30,6 процента больше, чем в предыдущем периоде".