Правительство оперативно откликнулось на критику. Вчера же было объявлено, что еще в пятницу, 30 января было принято постановление Правительства о начале товарных интервенций в размере 1,6 миллиона тонн зерна. (Документ опубликован в сегодняшнем номере "РГ"). Срочно вышедший из отпуска вице-премьер Алексей Гордеев пообещал, что оно будет продаваться на зерновых рынках уже со второй декады февраля. Смысл интервенций - обеспечить недорогим зерном мукомольные предприятия, причем в первую очередь получат такую возможность те регионы, где создался дефицит зерна. Эта мера, по замыслу членов Правительства, позволит снизить рыночные цены на зерно на 10 процентов. Предполагается также, что все эти меры помогут остановить рост цен на хлеб.
За минувший год хлеб в России подорожал на 30 процентов, и, как считают эксперты, в этом году его цена вырастет еще на треть.
Тревогу властей наблюдатели считают оправданной: дорожающий батон - сам по себе плохой сигнал, но это еще и показатель негативных процессов в аграрном секторе России в целом. При самом неблагоприятном сценарии, вслед за хлебным кризисом Россия может столкнуться с дефицитом мяса и молока.
Хлеб дорожал все последние годы. Даже в 2001-2002-м, когда зерно стоило дешевле пыли под колесами груженых им трейлеров. Хлебопеки не желали жертвовать ни единым рублем из своей, может быть, и не слишком роскошной прибыли, оправдывая это тем, что изношенной отрасли нужны деньги для развития.
Не отставала от них и торговля: в крупных городах торговая наценка на хлеб доходила и доходит до 50 процентов. Но до поры власть не заботилась этой проблемой: хлеб дорожал медленно, власти большинства регионов пытались сдерживать рост цен, компенсируя затраты из своего бюджета.
Все изменилось прошлой весной, когда стало ясно, что Россию ждет весьма скромный сбор зерновых. С мая хлебные цены сорвались с цепи, местные бюджеты надорвались, и губернаторы один за другим объявляли об отказе регулировать ценники. В итоге за прошлый год в среднем по стране хлеб подорожал на 30 процентов, что в 2,5 раза обогнало инфляцию. Однако федеральная власть сохраняла спокойствие. Позиция Минсельхоза сформировалась к середине лета: в подорожании виноват не рост цены на зерно, а политика владельцев магазинов и рост цен на транспорт и на электричество. Заговорили о законопроекте, который ограничивал бы право "торгашей" без предела взвинчивать торговую накрутку. Пошли разговоры о другом то ли законопроекте, то ли просто о договоренности с "естественными монополиями" об особом режиме для предприятий АПК. А хлеб тем временем продолжал дорожать.
Почему? Самое смешное, что на этот простой вопрос нет четкого ответа. Торговые наценки, дорогая энергия, это понятно, но вот цифра: если год назад зерно стоило 2,5 тысячи рублей за тонну, то сегодня - 6 тысяч. Откуда такой рост? Только ли из-за плохого урожая? Многие полагают, что Россия вывезла за рубеж слишком много зерна. Действительно, неконтролируемый экспорт из Украины привел к хлебному кризису в этой стране. Но, поскольку экспорт зерна в России был объявлен "приоритетным направлением" аграрной политики (для чего были и остаются серьезные основания), просматривалась тенденция как можно бережнее обойтись с экспортерами. В итоге Россия ввела экспортные налоги на зерно с месяц назад, когда зерно и так стало невозможно вывозить: из-за подорожания на внутреннем рынке оно стало неконкурентоспособным за рубежом. Кстати, хлебные цены это все равно не остановило.
Принято решение о зерновой интервенции. Вот только запасы невелики, в резерве всего 1,5 миллиона тонн, а надо бы вдвое больше. Дорогое зерно - это очень хорошо для сеятелей, но это очень плохо для тех, кто ест хлеб, и для тех, кто выращивает мясо.
О мясе подробнее. Как заявил недавно один из крупных экспертов в области АПК Андрей Сизов, животноводы, столкнувшись с дорожающими кормами, уже начали резать скот. Это дало всплеск производства мяса на 5 процентов, по поводу чего аграрные чиновники ударили в литавры. На самом деле это - тревожный сигнал, за год поголовье свиней упало на 5 процентов, на Кубани вводятся чрезвычайные меры, чтобы предотвратить массовый забой маточного скота. А ведь казалось, что фигура крестьянина, идущего в коровник со слезами на глазах и с ножом в руках, осталась в прошлом.
В такой ситуации защитные меры против импортного мяса, которые продавили мясники, могут обернуться ударом по нам самим. Как говорит Сизов, "нарастающий дефицит мяса на внутреннем рынке мы не можем наращивать за счет импорта, как прежде". Сизов указывает, что оптовые цены на мясо птицы за год поднялись на 70 процентов, на говядину - на 20 и на свинину - на 22. Цены на прилавках пока не галопируют в синхронном темпе только за счет сдерживания со стороны покупательной способности населения. Но Сизов боится, что вот-вот этот барьер прорвет.
Почему государство оказалось в таком сложном положении? Андрей Сизов видит причину в том, что аграрная политика России ориентирована только на большие урожаи, и перестраивается с большим трудом. С этим можно согласиться. По сути, аграрная политика формируется у нас на глазах, где-то с 2001 года, но не системно, а по мере появления очередных проблем: решаются текущие задачи, потом появляются новые - решаются и они. Два года Россия боролась со слишком дешевым зерном, разорявшим его производителей, и с массированным импортом, разорявшим скотоводов. Но вот цена зерна ушла под небеса, а скотоводы, защитившись от импорта, но не от дорогих кормов, не успели накопить запас прочности. То, что придумают эксперты в эти дни, тоже станет элементом аграрной стратегии, но сработает ли это "здесь и сейчас" - большой вопрос.
Не надо, однако, забывать, что хлеб - продукт стратегический. Недаром Президент обеспокоился этой проблемой после встречи с самым чувствительным слоем общества - пожилыми людьми. Административный ресурс - самый быстрый, и, хотя он предлагает лишь временное решение, скорее всего, до марта будет задействован именно он. Безусловно, у губернаторов хватит сил, чтобы поднапрячься, и провести косметический ремонт хлебных ценников (Москва уже заявила, что хлеб не будет дорожать). Главное, чтобы это квазирешение не было бы воспринято как универсальное средство. Если урожай в этом году и в самом деле будет хорошим, о проблеме могут на время забыть. Но она все равно всплывет: или сама по себе, или в виде резко подорожавшего мяса. В АПК все взаимосвязано.
Справка "РГ"
Самарская область: к весне буханка может подорожать до 15 рублей. Хлебопеки жалуются, что муки не хватает. Объявлено о подорожании хлеба на 10-12 процентов в Петербурге, на 13 процентов - на Камчатке, на 12 процентов - в Мурманской области, на 5-8 процентов - в Пскове. За минувший год рост цен в Карелии - 91 процент. Несмотря на колоссальные усилия властей Тамбовской области, месячный рост цены составил 50 копеек. В Калининградской области отмечен рекордный ценовой рывок - 2 рубля в день. Полной статистики по стране нет: ситуация меняется каждый день. Известно, что самый дешевый хлеб пока на Кубани, а самый дорогой - на северах, но, например, Рязань, Калуга и Тверь, регионы отнюдь не северные, пекут самый дорогой хлеб в Центральной России.