03.02.2004 00:00
    Поделиться

    Илья Олейников: Булгаков как будто с меня писал героя

    На улице поклонников Михаила Булгакова и фанатов романа “Мастер и Маргарита” – праздник. В прессу просочились сообщения о том, что наконец-то запущен проект экранизации великого романа XX века.

     

    Уже написан сценарий, определены места действия. Полным ходом идет кастинг. Но актеров, утвержденных на роли и тем более сделавших фотопробы, еще раз два и обчелся. Не найдены еще исполнители для главных героев – Мастера и Маргариты. Но некоторые персонажи уже приобретают внятные черты. Один из них – финансовый директор театра “Варьете” Григорий Данилович Римский. Уже точно известно, что играть его будет Илья Олейников. Тот самый, который на телеэкране регулярно показывает нам “ужасы нашего Городка”.

    – Илья Львович, а вы не обиделись, что предложили вам в фильме роль незначительную?

    – Незначительную? Да ведь в романе “Мастер и Маргарита” ролей незначительных нет.
    А роль финдиректора театра “Варьете” Гриши Римского – одна из ярчайших. Ведь именно он встречает Воланда, когда тот приходит проводить сеанс черной магии. Ведь это он разбирается в истории с исчезновением директора театра Степы Лиходеева. А заключительная сцена! Когда он распознает в театральном администраторе Варенухе новоиспеченного вампира и едва ли не оказывается жертвой Геллы...

    – Только крик петуха спасает его!

    – Вот именно! Сыграть такую роль – счастье. Тем более что мой герой курьерским поездом устремляется в город своего спасения – Ленинград. Это для меня очень органично.

    – Шутите? Или намекаете на “сатанинское” существо столицы нашей Родины?

    – Столица столь же сатанинская, сколь и остальные города… Вернее, города и городки. К тому же, если вы думаете, что я намекаю на вечное противостояние интеллигентских амбиций обеих столиц, то должен вас разочаровать. Если даже Москва 30-х годов и стала местом, которое облюбовал для краткой турпоездки Сатана, то ведь в фильме начала XXI века уже почти не будет Москвы. Булгаковская столица, если говорить о ее архитектурном виде, исчезла. И в фильме, который будет снимать Владимир Бортко, московские сцены будут сниматься в Санкт-Петербурге. Уже одно это смешно. И склонные к мистицизму граждане вправе трактовать этот факт, как происки хвостатого…

    – Кстати, насчет происков… Вы – человек суеверный?

    – Не слишком. Хотя… Актеров несуеверных не бывает.

    – Вы не посещали случайно Патриаршие пруды?

    – А зачем вам это надо знать?

    — Говорят, режиссер Владимир Бортко недавно там был. И встретил незнакомца в котелке, который прошел мимо и сказал загадочную фразу “Ничего у вас не получится”.

    – Насколько я знаю, случай такой был в действительности. А насчет котелка, думаю, журналисты приврали… На мой взгляд, ничего здесь таинственного и тем более дьявольского нет. Владимир Бортко – режиссер известный, узнаваемый. Особенно после прошлогодней триумфальной экранизации “Идиота”. Режиссера тысячу раз показывали на телеэкранах. Газеты сто тысяч раз уже написали, что он планирует создать киноверсию “Мастера и Маргариты”. Знают, что есть уже в течение нескольких лет препятствия для осуществления его замысла… Вот и интеллигентный московский прохожий не стерпел, встретив на Патриарших Владимира Владимировича, бросил реплику…

    – Но ведь действительно фильм Бортко мог бы появиться еще три года назад. И как будто какая-то нечистая сила все время мешала…

    – Да не нечистая сила, а конкретные обстоятельства. Теперь их нет. Если же допустить в этой ситуации прямое вмешательство потусторонних сил, то здесь тоже есть варианты… Может быть, Сатана вставлял палки в колеса НТВ и лично Гусинскому, которые проект экранизации заказали… Да еще подзуживал наследника, который, согласитесь, тоже имеет право голоса…

    – Что-то в вашей версии есть. Действительно, именно в то время, когда Гусинский решил финансировать “Мастера”, у олигарха начались неприятности… А может быть, этот самый нечистый просто хотел, чтобы фильм создавался на “чистые” деньги?

    – И ваша трактовка имеет право на существование.

    – Илья Львович, а вы не боитесь, что участие в этом проекте небезопасно? Вот я слышала, например, что Александр Калягин отказался от роли Берлиоза…

    – Каждый имеет право не испытывать судьбу. И еще несколько лет назад, когда мы обсуждали эти темы с режиссером, я вооружился суммой аргументов. Во-первых, все четыре режиссера, которым удалось снять киноверсии романа, остались в живых. Во-вторых, есть исполнители, которые также прошли “дьявольский кастинг”. Например, Федор Иванович Шаляпин – спел Мефистофеля, и ничего, не пострадал. А великий Гете, создавший Фауста, тоже дожил до глубокой старости… Видимо, есть люди, на которых даже у Сатаны рука не поднимается… Так что проверимся.

    – Думаю, что в вашем случае все будет хорошо. Ведь Гришу Римского Коровьев-Фагот называл “алмаз вы наш небесный”… Может быть, и потому, что финдиректор часто поминал черта… А вы часто чертыхаетесь?

    – Не часто, черт меня побери.

    – Убедили. Вообще-то вам, кажется, даже гримироваться не надо будет…

    – Совершенно верно – Булгаков как будто с меня писал героя. Худой, высокий, колючие глаза за роговой оправой. Постоянно нервно дергается. Голос резкий, неприятный…

    – Сделать голос “неприятным” будет, видимо, трудно.

    – Это-то как раз пустяки! А вот как показать на экране фразу “Ум финдиректора заходил за разум”?

    – А разве у вас нет опыта в этом плане, наработанного в “Городке”? Там-то иного состояния у персонажей и не бывает…

    – Там иной масштаб. Вы будете смеяться, но я считаю “Мастера и Маргариту” самой важной книгой для себя. Для меня она даже больше, чем книга, чем просто роман. Это огромное булгаковское размышление – как Библия, как Коран, как Тора... Совпадений с моим бытием масса – но сказать об этом невозможно, потому что жизнь, слава Богу, продолжается, и мистические совпадения происходят на каждом шагу. Поэтому перечитываю Булгакова довольно часто... Иногда с ужасом, как пророчество, иногда с радостью, что пронесло, кажется. Иногда номер не проходит... Обмануться невозможно – воланды и понтии окружают нас постоянно, подают знаки. С возрастом учусь читать эти знаки. И особенно внимателен с подсолнечным маслом – не дай Бог, разлить. Да и трамваи порой настораживают. Коты Бегемоты сплошь и рядом.

    — Кстати, как насчет булгаковских “магических червонцев”? Не боитесь, что окажутся просто резаной бумагой?

    – Любопытствуете насчет гонорара?

    – Боже упаси! Я же понимаю – коммерческая тайна… К съемкам готовы морально?

    – Разумеется, готов. Скажу по секрету, предложения чего-то подобного – с перчиком и чертовщинкой – я втайне ожидал. И предвкушаю год интересной работы. Кроме того, и у воландов бывают отпуска… Может быть, в мае он отдохнет – и запуск проекта проскочит.

    – Съемки начнутся 6 мая 2004 года. А 1 мая следующего десять серий увидят зрители телеканала “Россия”. Так говорил режиссер Владимир Бортко. Но, Илья Львович, если все-таки окажется, что роль финдиректора Римского вам сыграть не удастся? Что вы сделаете?

    –Тогда я попрошу режиссера, чтобы он дал мне возможность сыграть хотя бы стул – но именно в экранизации “Мастера и Маргариты”.

    Поделиться