- Организация по состоянию на 1 января 2003 года не выполнила условия реструктуризации задолженности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699, так как не уплатила платеж по графику за IV квартал 2002 года. Налоговым органом отменено решение о реструктуризации задолженности и с даты принятия решения о предоставлении права на реструктуризацию (с 15 декабря 2001 года) возобновлено начисление пени. Затем в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 818 в феврале 2003 года организация подает заявление на сохранение права на реструктуризацию задолженности и выполняет все условия, предусмотренные постановлением N 818. Какие действия проводятся с пенями, начисленными с даты принятия решения о предоставлении права на реструктуризацию (с 15 декабря 2001 года) до момента нарушения условий реструктуризации задолженности (со 2 января 2003 года)?
- В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 818 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также задолженности по пеням и штрафам" для предприятия, в отношении которого решение о прекращении осуществления реструктуризации принято с 1 января 2002 года по его заявлению, поданному до 31 декабря 2002 года, и для предприятия, в отношении которого решение о прекращении осуществления реструктуризации принято после 1 ноября 2002 года по его заявлению, поданному не позднее 90 дней после принятия такого решения, сохраняется право на реструктуризацию при условии уплаты соответствующим предприятием текущих налоговых платежей, средств в погашение реструктурируемой кредиторской задолженности в соответствии с утвержденными в установленном порядке графиком и пеней, начисленных за неуплату налоговых платежей с момента возникновения нарушения условий реструктуризации, а также досрочного выполнения графика погашения реструктурируемой задолженности за один квартал вперед. Однако Правилами по применению Порядка проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года, утвержденными Приказом МНС России от 11.10.2001 N БГ-3-05/397, установлено, что при неуплате платежей, установленных графиком, и (или) при наличии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате авансовых платежей по единому социальному налогу налоговый орган по месту нахождения организации в месячный срок принимает решение о прекращении действия реструктуризации, и с даты принятия решения о реструктуризации возобновляется начисление пени и применяются все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры принудительного взыскания. Таким образом, организация, подавшая заявление на сохранение права на реструктуризацию, должна уплатить пени, начисленные с момента возникновения нарушения, в данном случае со 2 января 2003 года. Пени же, начисленные с даты принятия решения о предоставлении права на реструктуризацию задолженности, то есть с 15 декабря 2001 года до момента возникновения нарушения, то есть по 2 января 2003 года, взыскиваются в порядке, установленном действующим законодательством.
- Подлежат ли налогообложению единым социальным налогом выплаты в пользу главы представительства иностранной организации, который работает на территории Российской Федерации на условиях контракта, заключенного с головным офисом, находящимся в другом государстве?
- Согласно статье 8 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2003 года утратила силу норма пункта 2 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в соответствии с которой освобождались от уплаты налога налогоплательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса. С подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую, соответственно, за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования - в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает правом. Таким образом, с 1 января 2003 года норм, определяющих особенности налогообложения единым социальным налогом выплат, производимых в пользу иностранных граждан, в Кодексе не содержится, то есть налогообложение данной категории граждан должно производиться в общеустановленном порядке. Если иностранная организация осуществляет деятельность в Российской Федерации, то вне зависимости от того, начисляются ли выплаты в пользу иностранных, российских граждан, за границей или на территории Российской Федерации, у данной иностранной организации возникает обязанность по основаниям, указанным в пункте 1 статьи 236 и 237 Кодекса, по уплате единого социального налога, в том числе и с сумм оплаты за аренду жилья (с учетом пункта 3 статьи 236 Кодекса). В соответствии со статьей 242 Кодекса дата осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов определяется как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) для выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса. Пунктом 3 статьи 45 Кодекса установлено, что обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. Иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте. В случае если выплата заработной платы сотруднику - иностранному гражданину производится в иностранной валюте, а уплата налога производится в рублях, следует использовать курс данной валюты на день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица. Согласно статье 240 Кодекса налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Уплата авансовых платежей по налогу производится ежемесячно не позднее 15-го числа следующего месяца. В случае отсутствия в отделении иностранной организации информации о суммах, начисленных в иностранном государстве работнику, находящемуся на территории Российской Федерации, расчет единого социального налога производится налогоплательщиком на основании сведений, в том числе трудовых, гражданско-правовых договоров или внутренних распорядительных актов, направляемых головным офисом, находящимся на территории иностранного государства, в отделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации. Пунктом 3 статьи 243 Кодекса определено, что данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей отражаются в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной МНС России.