О чем именно попросило Правительство Конституционный суд и какое было принято решение? Об этом нашим читателям рассказывает заместитель председателя КС РФ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ Владимир Стрекозов:
- Правительство просило проверить ряд положений Гражданско-процессуального кодекса РФ, а именно те положения, которые регулируют полномочия Верховного суда РФ по рассмотрению дел, в которых оспариваются нормативные правовые акты Правительства РФ.
Предметом рассмотрения Конституционного суда РФ стали эти положения в той своей части, в какой они наделяют Верховный суд полномочиями рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов Правительства страны и признавать такие акты противоречащими федеральному закону. А значит, и не действующими со дня принятия (или иного указанного судом времени) такого решения. Все это приводит к тому, что акты Правительства теряют силу. А это создает проблемы с точки зрения разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Конституционный суд РФ, рассмотрев дело, пришел к выводу, что в тех случаях, когда проверка соответствия нормативного акта Правительства федеральному закону невозможна без того, чтобы установить соответствие этих актов Конституции РФ с точки зрения разделения властей и разграничения компетенции между федеральными органами законодательной и исполнительной власти, то Верховный суд РФ не вправе разрешать такие дела.
КС РФ установил, что если нормативный акт Правительства принят во исполнение полномочия, возложенного на Правительство непосредственно федеральным законом по вопросу, который не получил содержательной регламентации в этом законе (именно на основании такого уполномочия Правительство РФ осуществляет правовое регулирование общественных отношений), судебная проверка нормативного акта Правительства РФ может быть только в конституционном судопроизводстве.
Это вовсе не означает ограничения прав граждан на судебную защиту (статья 46 Конституции РФ). Каждый гражданин может обжаловать в суде решения и действия (или бездействия), основанные на нормативном акте Правительства РФ, нарушающем права и свободы заявителя и несоответствующем федеральному закону. Суд вправе признавать решения о том, что действия или бездействия органов публичной власти и должностных лиц могут быть незаконными.
Если при рассмотрении заявления об оспаривании нормативного акта Правительства РФ Верховный суд РФ придет к выводу о неконституционности федерального закона, он приостанавливает производство по делу и обращается в Конституционный суд с запросом о проверке конституционности данного федерального закона.
Принятое нами решение не означает ограничений полномочий судов общей юрисдикции, а более четко разграничивает компетенцию Конституционного и Верховного судов.