Неразразившийся скандал с публикацией данных о подкупе Саддамом видных российских политиков очень показателен.
Мы, слава богу, не поддаемся на дешевые провокации. Кто не знает Жириновского?! А кто знает, разве когда-нибудь поверит, что он брал деньги у Саддама? Бескорыстие "народного Вольфыча" вошло в поговорку, репутация его столь известна и определенна, что испортить ее уже просто невозможно.
Точно так же, видимо, не тонет репутация лидеров КПРФ и иерархов церкви. И это правильно - нашли чем нас удивить!
Это, кстати, еще раз доказывает, что никому в России никакие компроматы не страшны и не нужны. Обесчестить политика в России нельзя, от них (за исключением, пожалуй, двух-трех) никто и не ждет честности - "право на бесчестие", о котором писал Достоевский, является одним из главных прав человека и политика в России.
Однако общественное мнение России традиционно волнуется по другому, связанному с этим поводу. Распространенным (почти уже банальным) является утверждение, что наша страна ведет (вела) несамостоятельную политику, что Россия является (являлась) не субъектом, а покорным объектом мировой политики и экономики - от этого и все беды. Именно таково главное обвинение в адрес "перестройщиков", а затем младореформаторов - "продали СССР (Россию) Западу". Правящая элита постоянно обвиняется в "антинациональном характере". Иногда эти обвинения имеют явно выраженный националистический (естественно, антисемитский) привкус, иногда обходятся без этого соуса, иногда высказываются прямо в параноидальных, иногда во вполне разумных формах. Но звучит это постоянно.
Причем почти всегда смешиваются две существенно разные темы: идеологически-политическая и собственно коррупционная.
Если те или другие геополитические и экономические действия РФ велись (ведутся) под доминирующим влиянием Запада (особенно США), то это может объясняться вполне открытыми, публично объявленными, субъективно бескорыстными политическими расчетами - "так выгодно России" (насколько такие расчеты верны - другой вопрос). Но, безусловно, те же решения могут объясняться и элементарной (или более сложной) коррупцией. Хотя, конечно, житейский опыт говорит, что вероятнее всего действуют оба момента: и идеологически-политические и корыстные соображения. Идеологически-политическая тяга к западной демократии вполне может подкрепляться (закрепляться) "пищевыми стимулами". Причем цивилизованный Запад в отличие от дикаря Саддама находил много способов давать нашим чиновникам и политикам взятки "борзыми щенками": тут и лекции, и гранты, и консультации, и бог знает что еще...
Что ж, теперь равновесие отчасти восстановлено: если правых обвиняют (обвиняли), что они "продают Россию Западу", то уважаемых патриотов обвиняют (с документами в руках!), что они "продали Россию Востоку".
И все-таки я убежден, что слухи о внешней зависимости и "внешней коррумпированности" ("западной" или "восточной") нашей элиты и проводимой ею политики как минимум сильно преувеличены.
Конечно, отрицать мощные влияния Запада (и Востока) на нашу геополитику и экономическую политику нелепо. Да и какая страна в глобальном мире свободна от таких влияний! Но это не отменяет того факта, что за годы реформ в России сложилась вполне национальная элита, не менее заслуживающая этого обозначения, чем элита, скажем, Франции.
Под "национальной" я понимаю такую элиту, которая связывает свою корысть и амбиции с положением своей страны как самостоятельного субъекта политики и экономики. При этом кто-то может искренно считать, что успехи России невозможны вне союза с США и для этого надо идти на уступки США, но сами США его интересуют лишь как рычаг для подъема России.
В начале 1990-х картина была иной. Тогда вполне реальным был шанс, что российская элита станет "антинациональной", будет связывать свои планы не с самостоятельной Россией, а с ее "мягкой колонизацией" - скорейшей распродажей всех природных ресурсов и геополитических позиций России, где элита окажется продавцом.
В начале реформ налицо была гремучая смесь: богатая ресурсами и ракетами страна, рухнувшая набок, и нищая люмпен-элита, не имеющая "тылов", случайно оседлавшая эту страну, не знающая, что день грядущий ей готовит, стремящаяся не к каким-то глобальным целям, а только к личному обогащению.
Вполне понятно, ЧТО из этого могло бы получиться - полная сдача по дешевке всех геополитических позиций и демпинговая распродажа всех экспортных отраслей экономики.
Так вот - удивительно совсем не то, что многое так и случилось, а то, что далеко не все случилось именно так! Что же противостояло такому развитию событий?
Конечно, прежде всего, сам Запад оказался настолько коварен, что и не подумал всерьез лезть в Россию, кроме отдельных авантюристов (в основном бывших советских эмигрантов), никто "покупкой дешевой России" не заинтересовался.
А не заинтересовался никто потому, что такие условия здесь создала российская "прозападная" элита. "Жадность фраера Родину спасла" - кулацкая жадность этой скороспелой политико-экономической олигархии, не пожелавшей ничего существенного отдавать Западу. Олигархия, очень быстро оценив объем "неосвоенных богатств", стала судорожно сгребать их "под себя". По мере "грабительской приватизации" наша безродная люмпен-элита и переродилась в стихийных патриотов! "Патриотический долг и подвиг" этой элиты состоял в том, что она разбогатела.
С чего начинается родина? Например - с наличия своего богатства на родине, в "хранимой Богом родной земле", как поется в михалковском гимне. Таким был дворянско-землевладельческий патриотизм - одна из самых прочных идеологий. Кто скажет, что сырьевые латифундисты любят родину-ренту слабее?
Бытие определяет сознание: вульгарно-материалистический космополитизм элиты начала 1990-х превратился в вульгарно-материалистический патриотизм элиты конца 1990-х - начала 2000-х. И самое интересное, что это в большинстве своем одни и те же люди.
Олигархов "купить" невозможно - слишком дорого. Они в любом случае ощущают себя и реально являются не "агентами влияния", а партнерами западного капитала (пока что - младшими, но весьма амбициозными и агрессивными). Таков "базис" национальной элиты.
Что касается "надстройки", то есть чиновников и публичных политиков, то они более податливы к иностранной коррупции. Но, во-первых, главные взятки они, конечно, получают от "своих", не от иностранцев. Во-вторых, они - часть СИСТЕМЫ национальной элиты, с ее ценностями. В последние годы эта элита излечилась от комплекса неполноценности перед Западом, вместо него пришла потребность в самоутверждении, иногда по-подростковому агрессивном.
Сегодня российская элита коррумпирована преимущественно "изнутри", а не снаружи. Для разговоров об экономически и психологически несамостоятельной, "колониальной" элите давно уже нет серьезных оснований.
Плохая или хорошая, сильная или слабая, но это - национальная элита, действующая не в интересах Запада (Востока), а только в своих интересах, то есть в интересах принадлежащей им страны.