Основная причина - растущие поставки в Россию свекловичногого ("белого") сахара и "заморского" сахара-сырца из стран СНГ и через них в обход установленных российским руководством норм таможенно-тарифного регулирования. Впрочем, не исключен вариант лоббирования российскими "сахарозаводчиками" резкого ограничения сахароимпорта для повышения ими своих цен на сахар и сахаросодержащие изделия.
По данным Союза российских сахаропроизводителей, фактический импорт в РФ только сахара-сырца из Белоруссии и через эту страну превысил 300 тысяч тонн, что почти на треть больше показателя за 2002 год. А по данным ГТК России, поставки "белого" сахара из Белоруссии в Россию в прошлом году фактически превысили 350 тысяч тонн (на треть больше уровня-2002). "Активизировались" поставки белого сахара в Россию и из Казахстана: за 2003-й оттуда ввезено в РФ, по российским официальным данным, 60 тысяч тонн сахара, в то время как в 2002 году импорт составлял 500 тонн. Имеется также "коридор" для нерегулируемого импорта в РФ сахара через Грузию, ибо она не присоединилась ни к "таможенному блоку" СНГ (РФ, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), ни к "Ялтинской зоне" свободной торговли (РФ, Белоруссия, Украина, Казахстан). Этим направлением, по мнению российских аналитиков, регулярно пользуются украинские поставщики сахара, ввозящие его без пошлины через российско-грузинскую границу. Находят свои пути для экспорта в Россию сахара в обход таможенно-тарифного регулирования и поставщики из Молдавии.
По данным ГТК, в Россию ввозится беспошлинно, контрабандой или в обход установленных норм регулирования, через страны СНГ и неспосредственно из этих стран до 2/3 имеющегося на отечественном рынке "белого сахара". Так, около 500 тысяч тонн этого сахара в 2003 году было ввезено в страну контрабандно, еще около 500 тысяч тонн - оформленного как "сахарный сироп" или сырье для его производства. А еще почти 500 тысяч тонн было импортировано из СНГ легально (основной здесь поставщик и реэкспортер - Украина). Как следствие, российские импортеры, завозящие в страну сахар легальным путем, несут убытки, которые, по данным Союза российских сахаропроизводителей, составляют до 60-80 долларов США за тонну.
К примеру, под видом сахарного сиропа или соответствующего сырья в 2001 году в Россию было фактически импортировано 10 тысяч тонн, в 2002-м - 194 тысяч тонн, а в 2003-м - повторим, около 500 тысяч тонн.
Заметим, однако, что, во-первых, средние расценки на сахар и сахаросодержащие изделия из ближнего зарубежья на четверть, а то и на треть ниже в сравнении с аналогичной продукцией российских заводов. А во-вторых - Россия де-юре и де-факто включилась, скажем так, в единое "товарно-таможенное сахарное пространство" СНГ, подписав известные Ялтинские документы. Плюс к тому беспошлинной является со второй половины 1990-х и российско-белорусская торговля. Суть таких документов в том, что отменяются любые ограничения на взаимную торговлю: впредь конкурировать должны только цены и качество товаров/услуг. Но в упомянутых соглашениях не огворен режим транзита, т.е. реэкспорта продукции: пока он согласовывается преимущественно в двусторонних комиссиях.
Очевидно, что запретительные меры российской стороны наверняка вызовут ответные действия в других странах "Ялтинской зоны", что, в частности, реанимирует взаимные антидемпинговые процедуры, официально отмененные в канун подписания Ялтинских соглашений. Украинские и белорусские ведомства полалагают, что основной принцип "Ялты" - равноправный доступ производителей и товаров на взаимные рынки, а не политики поддержания "своих", т.е. монопольных цен.
Можно сказать, что нынешние "сахарные споры" - испытание на прочность единого экономического пространства СНГ.