"Меня это не касается" ** (М1, 19.10) - типичный для 70-х "производственный детектив", какие разоблачали махинации жуликов и показывали героическую работу советских органов в борьбе с теми, кто кое-где у нас порой честно жить не хочет. В автокатастрофе погибает директор ткацкой фабрики, но органы подозревают, что причина трагедии - нечистая документация, подлоги и злоупотребления. Из Москвы под видом ученого прилетает инспектор ОБХСС. Его играет, понятно, Александр Збруев - смышленый и обаятельный. Кроме него в фильме Ирина Понаровская, Юрий Демич, Бруно Фрейндлих, Борис Иванов. Режиссер - Герберт Раппапорт, 1976.
"Радиоволна" *** ("Россия", 0.30). Заядлый радиолюбитель наших дней, крутя ручку своего приемника, вдруг слышит голос своего погибшего отца, такого же страстного радиолюбителя. Перед ним открывается фантастическая возможность поговорить с собственным прошлым и, возможно, предотвратить давнюю трагедию. Картина, сделанная в жанре триллера, на своем уровне повторяет давнюю мысль Рея Брэдбери о детерминированности истории, о том, что травинка, сломанная миллионы лет назад, может отозваться сменой всех исторических вех человечества. Поэтому история неисправима.
"Утро понедельника" *** - продолжается ретроспектива Отара Иоселиани на канале "Культура" (21.55). Один из самых забавных и по-чаплински печальных фильмов мастера: монотонность фабричной жизни надоела Венсану, и он уезжает в Венецию на поиски счастья. А там в старинном палаццо в расшитом халате роскошный грузин хвалится, как ему тут хорошо. Только вино наливает, как Плюшкин, на самое донышко. Значит, что-то сломалось в грузинской душе. Это все вообще не о Франции. Тут все герои грузины, причем советские, потому что поют "Аллаверды" и "Солдатушки, бравы ребятушки". Иоселиани рисует свой фильм так, как Пиросмани населяет полотна типами. Каждый тип - тень советской поры: есть своя Рина Зеленая и даже соломенное счастье типа "Кубанские казаки": негр увозит розовую селянку к изобилию. Мир парадоксов, не существующий в жизни, а только в душе человека.
"Охота на бабочек" *** (Первый канал, 1.20) - еще один фильм Отара Иоселиани, сделан в 1992 году. Две старушки - эмигрантки первой волны - живут в старинном замке на берегу Средиземного моря. Замок есть - счастья, как водится, все равно нет. И они завещают и замок, и счастье своей сестре, которая осталась в России.
Звездочки означают: **** - шедевр, *** - не пропустите, ** - если нечего делать, * - лучше погулять.