04.02.2004 01:10
    Поделиться

    Красноярск. Кадровик-взяточник

    Следственный комитет МВД РФ по Сибирскому федеральному округу передал в суд скандальное уголовное дело - одно из самых громких в Сибири за последние годы. Шамиль Малышев, руководитель Департамента федеральной службы занятости населения по Красноярскому краю, обвиняется в злоупотреблении служебными полномочиями и присвоении государственного имущества. Его четверым подельникам инкриминируется мошенничество. Ущерб, нанесенный организованной преступной группой, равен 23 миллионам рублей.

     

     

    Занятие для службы занятости

    Более десяти лет назад, в 1993 году, Верховный Совет РФ организовал государственный внебюджетный фонд занятости населения - для финансирования мероприятий в этой сфере. Деньги в этот фонд в обязательном порядке перечисляют все предприятия, находящиеся на территории страны. Отделения Фонда занятости есть в каждом регионе России. А контроль за поступлением и расходованием средств в этих отделениях - средств, подчеркнем, немалых! - ведут департаменты службы занятости, созданные при местных администрациях. Вот такой департамент при администрации Красноярского края в 1996 году и возглавил Шамиль Малышев - бывший выпускник партшколы, специалист с ученой степенью, он был на хорошем счету в Минтруде.

    Надо сказать, что ситуация с финансами на рынке труда в 1996 году сложилась аховая. Рассчитываться "живыми" деньгами с Фондом занятости большинство предприятий просто не могли. И федеральная служба занятости населения "разрешила" им гасить долги перед фондом товарами или услугами. Затем, по идее, эти товары нужно было реализовать через фирму-посредника (сам фонд не может вести коммерческую деятельность), а деньги вернуть в службу занятости для выдачи пособий, обучения безработных, создания новых рабочих мест и так далее.

    И тут красноярскими безработными заинтересовался новый персонаж - некий Сергей Башмаченков, владелец торговой фирмы и, что немаловажно, муж племянницы Шамиля Малышева. Фирма Сергея Башмаченкова взяла на себя функции посредника: через его магазины реализовывался товар, взятый с красноярских предприятий в счет страховых взносов в Фонд занятости. Масштаб этой деятельности нельзя назвать скромным: Башмаченков-посредник "захватил" весь Красноярск и несколько районов области.

    При этом часть товаров - к примеру, продукты и товары широкого спроса, - продавалась тем же безработным в счет пособия. Малышев лично выхлопотал в Минтруде разрешение на этот сомнительный способ рассчитываться с беднягами. Башмаченков как владелец фирмы-посредника даже получал "зарплату" в Фонде занятости за такую "социальную" торговлю. И при этом продавал безработным продукты чуть ли не с 40-процентной накруткой. Но и это еще бы ничего. Главное, что вырученные через магазины Башмаченкова деньги в фонд... не возвращались.

    "Мерседесы"  и коттеджи

    Красноярское отделение Фонда занятости не получало ни копейки от большинства местных предприятий целых четыре года. С 1996-го по 2000 год в фонд передавались только подложные приказы, подписанные Шамилем Малышевым: "задолженность такого-то предприятия погашена".

    А десятки и сотни тысяч рублей уходили совершенно в другом направлении. В уголовном деле фигурируют две сотни свидетелей, которые расплатились с фондом (а вернее - с Башмаченковым) теми или иными товарами. Башмаченков лично встречался с руководителями предприятий, убеждал их погасить задолженность не деньгами, а бартером, и гарантировал, что эти платежи будут зачтены. Дар убеждения у Башмаченкова, судя по всему, был великолепный. Фирма предпринимателя стремительно обросла недвижимостью - к примеру, местное отделение железной дороги передало ему в счет долгов перед фондом солидный участок земли. Строительная организация "отработала" долги, построив на этом участке складские помещения. Предприятия расплачивались с фирмой-посредником квартирами, гвоздями, турпутевками, шубами, тушенкой, авиабилетами - как говорится, чем могли... Сотрудников своей фирмы "добрый" Сергей Башмаченков в эти буквально золотые времена запросто поощрял путешествиями на Кипр, дарил им дорогие иномарки. А сам за полгода обзавелся "Мерседесом" и двумя коттеджами. И это не стоило ему абсолютно никаких затрат. К примеру, одна из красноярских фирм, занимающаяся ковкой металла, в счет долгов перед Фондом занятости установила на коттеджи Башмаченкова решетки и двери.

    Никакой бухгалтерской отчетности Департамент службы занятости, возглавляемый Малышевым, у фирмы-посредника не требовал. По данным следствия, в афере участвовал еще и начальник отдела по возврату задолженности этого департамента - экономист Виктор Желтиков, специально устроенный Малышевым на эту должность. Сегодня он так же, как Башмаченков и его ближайшие соратники по посреднической деятельности, обвиняется в мошенничестве.

    Афера с продолжением

    В 2000 году Красноярское Управление по борьбе с организованной преступностью возбудило уголовное дело о расхищении государственного имущества, принадлежащего Фонду занятости. Сергей Башмаченков был задержан, Шамиль Малышев отстранен от должности.

    Через год скандальное дело, в котором на тот момент было семь обвиняемых, было передано в суд. Однако вскоре его направили на дополнительное расследование - чтобы более четко разобраться в механизме мошенничества, установить сумму ущерба. Сотрудники окружного следственного комитета работали над красноярской аферой еще два года.

    За это время Сергея Башмаченкова выпустили из-под стражи, и он вновь продемонстрировал свой недюжинный дар коммерции. К примеру, через подставных лиц умудрился продать два складских помещения, на которые был наложен судебный арест. Сейчас шофер возит его по Красноярску на новом джипе, который Башмаченков получил в результате той сделки. Между прочим, показания во время следствия предприниматель, не признающий свою вину, давать отказался. Зато он усердно жалуется в надзорные органы, напирая на то, что страдает его авторитет честного бизнесмена.

    А Шамиль Малышев все это время получает деньги от государства (УПК дает ему такое право как отстраненному от должности на время следствия). И добивается через суд восстановления на посту руководителя Департамента службы занятости. Влияние на коллектив департамента он сохранил: подчиненные опасаются свидетельствовать против бывшего начальника. Все осложняется еще и тем, что следствию так и не удалось доказать материальной заинтересованности Малышева в "бизнесе на безработных". Да, он пользовался бесплатными авиабилетами и ездил в санаторий по "зачетной" путевке. Но коттеджи на него не оформлены. Единственное имущество Малышева, на которое был наложен арест, - золотые часы.

    Поделиться