- Кто здесь? Что вам надо? - голос из-за глухого забора в крупицах инея.
Ну и что отвечать? "Мы по линии ЦИКа"? "Мы из Москвы"? "Мы про ваши выборы писать будем"? Полный абсурд.
- Ничего-ничего, не волнуйтесь, мы сейчас дальше поедем...
Снова ночь, холод, фары стригут сугробы. В голове одна недомерзшая мысль: а правда, что мы тут делаем и куда вообще попали?
Попали мы, оказывается, в рай. Про свой регион местные жители так и говорят - протяжно, с придыханием: "Здесь у нас ра-ай земной!" И в общем-то недалеки от истины. Невероятные горные красоты, быстрые реки, полезные ископаемые, зеленые поля, по нынешней зимней поре укрытые снегом, доброжелательные люди, лишенные суетности, - что еще надо для счастья?
Так устроена наша страна, что даже в райских ее уголках неизбежно случаются выборы. В Алтайском крае - тоже. 14 марта жителям этих мест предстоит выбрать президента, главу администрации, новый состав краевого Совета народных депутатов, а также разнообразную муниципальную власть, от мэра Барнаула до глав сельсоветов. На избирательных участках гражданам вручат по 6-8 бюллетеней. Могло быть на один больше: усиленно обсуждалась идея объединения Алтайского края с соседней Республикой Алтай (который Горный). Но в конце концов инициативную группу по проведению референдума республиканский избирком так и не зарегистрировал.
От "райских" аналогий избавиться трудно. Алтаю на выборах 14 марта, если следовать логике Центризбиркома, отводится роль то ли "опытной площадки", то ли "идеальной модели": здесь впервые на региональном уровне развернется во всю мощь новое избирательное законодательство. Первый раз в истории края выборы в облсовет пройдут по смешанной системе: 34 депутата будут избраны по одномандатным избирательным округам и 34 - по партийным спискам. Кроме того, партиям придется преодолеть на пути во власть не пяти-, а семипроцентный барьер (Госдума споткнется об это законодательное новшество только в следующем созыве). Есть масса нововведений и на муниципальном уровне. Однако, как водится в настоящих небесных сферах, чем выше уровень власти - тем все благолепнее, стерильнее и безальтернативнее сплошной нектар и звуки арф. Чем ниже спускаешься, тем в 72 районах и 77 территориальных комиссиях Алтайского края гуще тучи и больше разнообразных архангелов и провозвестников, не ладящих меж собой и пощипывающих друг другу перья.
Президента РФ в Алтайском крае, как и во всей стране, любят и чтут. Не только потому, что в каждом чиновничьем кабинете висит его портрет (трех видов на выбор - бравый, моложавый и задумчивый). Не только оттого, что, по местным аппаратным легендам, в середине далеких 90-х Владимир Владимирович Путин поднялся, будучи на местном курорте Белокуриха, на волшебную гору Церковка, загадал там какое-то желание - и стал в итоге Президентом. Просто отсюда, из Сибири, никакой альтернативы лидеру страны не видят, "протестным голосованием" край не увлекается.
Губернатор Александр Суриков тоже чувствует себя достаточно спокойно - по крайней мере, особенного волнения по поводу собственного переизбрания на встрече с журналистами, прибывшими в Барнаул по линии Центра обучения избирательным технологиям при ЦИК, он не проявлял. Администрацию Суриков возглавляет с 1996 года, руководит ею на принципах "единоначалия", с Москвой не пререкается. Обижается, когда бесцеремонная пресса называет его регион, ежегодно получающий из Центра 11-миллиардные трансферты, "глубоко дотационным": (это еще как посмотреть - у нас же в основном сельское хозяйство). Экономическую программу строит на основе Послания Президента, былые связи с КПРФ ныне, по его словам, разорвал, упреков в "административном ресурсе" не приемлет: "Я в депутаты не иду". В качестве хобби ежедневно по часу "таскает тяжести".
В качестве конкурента Сурикова (или, все-таки точнее, спарринг-партнера) выступает некто Владимир Никулин, лидер регионального отделения блока "Родина", возглавляющий в администрации департамент внешнеэкономической деятельности. Думскую кампанию-2003 Никулин не осилил, набрав в своем округе около 3 процентов. По поводу выборов 14 марта, не дожидаясь журналистских вопросов, спешит заявить, что "это не поддавки". Впрочем, даже смету расходов полностью исчерпывать он не собирается: "Мы скромные. У нас амбиций нет. Мы не боимся проиграть". Кандидат номер 2 - приверженец экономико-политической теории "мертвой воды", которой надо "окропить Богатыря-Россию", чтобы уничтожить всю нечисть. Уверен, что "и Рогозин мертвую воду полюбит" (неужели будет пить?). Хобби у претендента простое - садовод-любитель, винодел.
Третьим претендентом на пост губернатора, по слухам, собирался стать выходец с Алтая популярный артист-юморист Михаил Евдокимов (тот, который "идет из бани, морда красная..."). Однако документов пока не представил: думает и ждет "важного звонка". Земляков Евдокимов любит, но депутатом в 1995 году уже не стал, зато поделился с местным Иткульским спиртзаводом рецептом водки "Почтенная". Впрочем, время на раздумья у него еще есть.
Кто из двоих (или все-таки троих) претендентов в итоге станет губернатором, избиратель может угадать с тех же трех раз. Кампания идет почти столь же благостно, как и президентская. С партиями все поживее. Правда, глава крайизбиркома Ольга Агафонова выразила собственные (подчеркнув - "сугубо личные") сомнения в том, что краевые отделения партий "окрепли и созрели" для новых правил выборов настолько, чтобы половину Совета избирать по партспискам. В крае пять избирательных объединений и блоков: красно-розовый "За наш Алтай!", уникальный случай подружившихся СПС и "Яблока", "Единая Россия", Концептуальная партия "Единение" и ЛДПР. 126 кандидатов уже уведомили крайизбирком о своем участии в выборах. Странное дело: на встрече с представителями СМИ представители партий и движений были с трудом отличимы друг от друга: все говорили о "благе народа", пенсиях, зарплатах и трансфертах. Все хотели демократии. Все наскакивали друг на друга. Все - по сути были согласны с губернатором. А высокопоставленные чиновники, заявившие о своем участии в кампании, похоже, шли по "московскому тракту". Нынешний сенатор от Алтайского края Владимир Германенко, вторая персона в краевом списке "единороссов" честно заявил, что "изберется, а депутатом не будет", так как пост сенатора "больше совпадает с его взглядами на политическую обстановку".
Настоящий ад начинался там, где выборы спускались на уровень муниципальных образований. Собравшиеся под эгидой крайизбиркома руководители территориальных комиссий наперебой говорили о вещах, весьма далеких от "судеб родины". О том, что нормально зарабатывающие люди не хотят идти в депутаты, потому что сильно теряют в доходах. О том, как трудно набрать "альтернативных" кандидатов в поселениях с тысячей-двумя избирателей. О нехватке денег, транспорта, времени и сил. О том, что если баллотируется директор школы, в избирательную комиссию нельзя взять ни одного учителя (а на них вся надежда). Рассказывали истории, когда для соблюдения "принципа партийности" в комиссии приходилось уговаривать людей обзавестись партбилетом хоть какой-нибудь партии. И еще поведали весьма поучительный факт.
Пропаганды ради и образования для, в нескольких районах Алтая организовали выборы в "молодежный парламент" - от 16 до 28 лет, с правом участвовать в распределении муниципальных средств на нужды подрастающего поколения и организовывать тимуровское движение на платной основе. Все шло прекрасно, только дети очень быстро научились химичить: подбрасывать бюллетени, проталкивать "своих" кандидатов. Переборщили, в одном из "молодежных округов" получив почти 100 процентов. Были, естественно, разоблачены и из рая изгнаны. Но в "резерве" для местной политики остались - как-никак приобрели опыт. Время придет - и он пригодится.