В связи с этим возникает острая проблема подвоза сельских учащихся из отдаленных сел и деревень на занятия в школы. Как показывает опыт других стран, экономически целесообразно доставлять школьников к месту обучения, чем строить и финансировать большое количество малых школ.
Решить эту проблему должна программа "Школьный автобус", которая является частью президентской программы "Дети России".
По предварительным подсчетам, ежегодная потребность в школьных автобусах в Российской Федерации составляет 5000-5500 автобусов. С учетом износа автобусного парка, ситуация со школьным транспортом с каждым годом только усугубляется.
Мировой опыт убедительно показывает, что решение таких проблем (поставки 5000 машин в год) должно осуществляться крупнейшим производителем в данном сегменте рынка. И это не связано с лоббированием интересов. Все дело в объеме производства и стандартности, потому что только крупнейший производитель может обеспечить приемлемую цену и при этом удовлетворить все требования государственных стандартов.
Компания "Русские автобусы" готова решать сегодня эту задачу. Первый заказ в рамках федеральной программы "Школьный автобус" Курганский автобусный завод выполнил в 2001 году для Ярославской области. Успеху реализации программы на заводе способствует конструкция самого автобуса "КАвЗ" в "школьном" исполнении, который специально разработан в рамках президентской программы "Дети России".
Капотная комплектация машины, навевающая воспоминания об автобусах в сценах голливудского кино, далеко не случайна. Выступающий капот существенно повышает безопасность маленьких пассажиров в экстренных ситуациях.
В "школьнике" для малышей у двери предусмотрена дополнительная подножка, все 22 мягких сиденья оборудованы ремнями безопасности, в каждом ряду установлены кнопки "Сигнал водителю", в салоне нет травмоопасных выступов, а желтая или оранжевая окраска и надпись "Дети" делают автобус приметным на дорогах.
Немаловажно и то, что транспортные средства должны быть приспособлены к условиям российской глубинки. "КАвЗ" - это серьезный автобус при российском бездорожье. Именно в таких условиях его можно использовать без особых проблем.
Что касается решения подвоза детей в городских условиях, то здесь не на последнем месте по значимости проблема детской безопасности. Особенную актуальность она приобретает в крупных городах.
Решает эту проблему, причем, как показывает московский опыт, довольно успешно, городской автобус "ЛиАЗ-5256" "школьный". Изготовленный по заказу правительства Москвы автобус очень быстро приобрел популярность и сегодня выпускается серийно.
Благодаря внушительной вместимости (44 посадочных места) автобус оказался незаменимым при перевозке детей.
Нужно сказать, что случай с "ЛиАЗом" вообще уникален для России.
По своим параметрам эти автобусы соответствуют мировым стандартам. Это касается требований активной, пассивной и экологической безопасности.
Так что есть надежда, что школьная программа такого высокого уровня в части обеспечения автобусами будет выполнена на "отлично".