05.02.2004 05:45
    Поделиться

    Без крыльев, а летает!

    Оказывается, дирижабли рано списывать на свалку истории. Более того, вооруженные силы многих стран всерьез заинтересованы в их производстве. Активно занимаются строительством дирижаблей в Германии, Великобритании и США. Но и мы, как говорится, не лыком шиты. Вспомним, какой фурор произвели на выставке авиационной техники "МАКС-2001" готовые к серийному производству опытные образцы аэростатов "Пума" и "Ягуар", сделанные в НПО "РосАэроСистемы". А сегодня уникальный летательный аппарат общими усилиями конструируют белорусские и российские специалисты.

    ...Старший преподаватель кафедры автоматизированных систем управления белорусской Военной академии подполковник Игорь БОРУШКО вводит информацию с клавиатуры компьютера - и на мониторе на цифровой карте местности с помощью трехмерной графики отображается работа многоцелевого аэростата разведывательного дозора (МАРД). Это демонстрационная модель дирижабля, предназначенного для сбора и обработки разведывательной информации. Его разработка началась в Военной академии полтора года назад в рамках союзной программы. А возглавил коллектив разработчиков доктор технических наук, член-корреспондент Академии военных наук РФ Иван КОСАЧЕВ.

    По мнению военных экспертов, такой дирижабль окажет неоценимую услугу по защите наших западных рубежей, станет серьезным дополнением к имеющимся в ВВС и войсках ПВО технике и вооружению. Использование летающего командного пункта А-50, функции которого по раннему обнаружению средств воздушного нападения вполне может выполнить аэростат, обошлось бы на порядок дороже. Не исключено, что в перспективе аэростаты смогут занять нишу между наземными радарами и разведывательными спутниками. При этом они в десятки раз дешевле в производстве и эксплуатации, чем самолеты дальнего радиолокационного обнаружения. Ученые военной академии разрабатывают информационно-разведывательную платформу, которая по своей эффективности способна заменить пять патрульных самолетов, а также самолет типа "АВАКС". По словам Игоря Борушко, на платформу предполагается установить трехкоординатную радиолокационную станцию с так называемой фазированной антенной решеткой, разрабатываемой на одном из белорусских предприятий военно-промышленного комплекса. Поднятая на аэростате на нужную высоту, она обнаруживает неподвижные и движущиеся цели на дальности, значительно превышающей возможности наземных средств обнаружения. Минимальная скорость движения цели, которую может "засечь" радар, - 2,5 километра в час. Иначе - скорость человека, идущего прогулочным шагом.

    Ранее серьезной проблемой для аэростатных РЛС была относительная нестабильность их положения в воздухе, однако с появлением космических систем навигации она решена. Сегодня при обнаружении низколетящих воздушных целей с аэростатами могут соперничать лишь самолеты дальнего радиолокационного обнаружения. Однако их разработка в пять раз дольше и на три порядка дороже. Что же касается дирижабля, то он может не только вести разведку, но и перевозить боевую технику, вооружение, личный состав.

    - Пять-шесть аэростатов с необходимой бортовой аппаратурой на высоте до 4000 метров обеспечат надежную радио, телефонную и мобильную связь на территории Беларуси и позволят вести круглосуточное наблюдение за передвижениями воздушной и наземной техники, - считает Иван Косачев. - Аппаратура ретрансляции, установленная на этих аэростатах, способна осуществлять надежную двустороннюю связь с экипажами вертолетов и самолетов.

    Уже прошлым летом разработчики аэростата от теории перешли к практике. С российскими специалистами согласовывается вопрос по созданию его оболочки. Сделана она будет из специальных синтетических материалов, которые не только обеспечат его прочность, но и малозаметность. Предусмотрена и новейшая начинка аэростата. Российские и белорусские предприятия работают также над созданием специального оружия самозащиты: станций радиоэлектронного подавления прицелов наведения самолетов ударной авиации лазерным и СВЧ-оружием.

    Интерес к создаваемому в Беларуси аэростату уже проявили многие компании. Ведь в зависимости от начинки он способен работать в качестве ретранслятора для мобильной связи, на высоте около 20 километров выполнять функции спутника. Полезен он и для Министерства по чрезвычайным ситуациям, может доставлять крупногабаритные грузы для оказания помощи пострадавшим.

    К слову, использование дирижаблей в качестве транспортных средств весьма эффективно. Они способны работать в небе трое и более суток, тогда как предел вертолета составляет только шесть часов. Россияне всерьез рассматривают возможность применения аэростатов в лесоразработках, при разгрузке судов, монтаже линий электропередачи, доставке и сборке оборудования и частей нефтяных платформ, для геологоразведки и других целей. Особый интерес к этим летательным аппаратам проявляют разработчики новых месторождений в труднодоступных районах Севера на материке и морском шельфе, а также нефтяники и газовики. А в Беларуси дирижабли могли бы, например, транспортировать грузы в труднодоступные регионы Полесья.

    Работа над "союзным" дирижаблем продолжается. Его создатели уверены: скоро он поднимется в небо.

    Поделиться