Новости

05.02.2004 06:00
Рубрика: В мире

По коридору номер два

В единой транспортной системе Союзного государства не должно быть барьеров

Значение перевозок грузов и пассажиров в экономических отношениях наших стран все более возрастает. Тем более что и Беларусь, и Россия по географическому положению являются транзитными государствами. Еще одним шагом в этом направлении стало недавнее присоединение Беларуси к транспортному коридору Север - Юг, соглашение о котором в 2000 году подписали Россия, Казахстан, Индия и Иран.

Так что объединенная транспортная система Союзного государства реально существует. В прошлом выпуске "СОЮЗа" уже сообщалось, что вопросы ее деятельности обсуждались в Минске министрами транспорта наших стран Михаилом БОРОВЫМ и Сергеем ФРАНКОМ в ходе очередного заседания отраслевой координационной комиссии. Какие конкретные результаты принесла интеграция в сфере международных перевозок? К примеру, доставка грузов, транзитом следующих по Белорусской железной дороге в Россию или из нее, возросла за год более чем на 13 процентов. Особенно положительно это сказалось на работе портов Калининградской области. Туда перевозка российских грузов по Белорусской железной дороге возросла на 17 процентов, а вывоз продукции белорусских предприятий увеличился без малого в полтора раза. Речь между тем идет о миллионах тонн, за обработку которых в российских портах белорусские предприятия исправно платят.

Естественно, все это происходит не само собой. Белорусская железная дорога распространила на грузы, следующие в Калининградскую область и обратно (за некоторым исключением), внутрироссийские тарифы. Снизила их, проще говоря. При том, что доля перевозок на Россию и из нее превышает треть в транзите, осуществляемом Белорусской железной дорогой.

Причем для российских партнеров это самый экономически выгодный вариант по сравнению с альтернативными маршрутами. А вот что касается автомобильных перевозок, то тут некоторых проблем избежать пока не удалось. Собственно, разногласия наметились по двум вопросам. Так, Сергей Франк считает чересчур жесткими действия белорусских таможенников. По его словам, из-за этого в прошлом году Беларусь объехали окольными путями 10 тысяч транзитных грузовиков. "Белорусским коллегам надо проанализировать конкурентоспособность своего международного транспортного коридора номер два (трасса Брест - граница России. - Прим. автора), - отметил он. - В идеале это должен быть самый привлекательный путь для российских, белорусских и других участников международной торговли".

С этим трудно не согласиться. Тем более что Беларусь немало сделала для достижения общей цели. Эта лучшая в республике автомагистраль всегда находится в рабочем состоянии, и ее возможности постоянно улучшаются, отметил Михаил Боровой. Сейчас идет модернизация, пожалуй, главного на границе с Польшей пограничного перехода "Козловичи", вскоре завершится сооружение нового автомобильного моста на этом направлении. Белорусская сторона сняла с трассы два платных терминала, что примерно на 50 долларов снизило платежи при транзитном проезде каждого грузовика через страну. И все это не осталось незамеченным. В прошлом году Беларусь пересекли почти 370 тысяч иностранных "фур" - на 23,6 процента больше, чем в предыдущем.

Белорусская таможня, отметил заместитель председателя этого ведомства Владимир ГОШИН, лишь отстаивает национальные экономические интересы. В противном случае упомянутый прирост транзитных перевозок вряд ли бы имел место.

Вторая проблема, активно обсуждавшаяся на заседании координационной комиссии, - о равенстве условий хозяйствования для предприятий наших стран, занимающихся международными перевозками. Белорусские транспортники считают, что должны иметь свободу в заключении контрактов на доставку грузов в Россию из третьих стран и наоборот. Ведь живем-то и работаем в Союзном государстве. Российский же Минтранс настаивает, что такой подход преждевременный и противоречит международным договоренностям. В итоге количество соответствующих разрешений, выданных белорусским транспортным организациям россиянами, постоянно сокращается. Отсюда и уменьшение числа рейсов.

И ситуация с таможенным оформлением, и проблема с выдачей разрешений непросты. Но они вовсе не тупиковые в наших отношениях, отметил премьер-министр Беларуси Сергей СИДОРСКИЙ. Эти вопросы планируется рассмотреть на ближайшем заседании Совета министров Союзного государства. Перед этим, как предполагается, состоятся консультации ответственных представителей таможенных служб наших стран. Не исключено, что консенсус придется искать и на совместной коллегии таможенных комитетов. И здесь важно, чтобы стороны принимали во внимание национальные интересы друг друга.

В мире экс-СССР Беларусь Экономика ВЭД Международные организации Союзное государство России и Беларуси Интеграция на постсоветском пространстве