К чему приведет административное вмешательство в ситуацию на хлебном рынке?
По данным ассоциации петербургских хлебопеков потребление хлеба на душу питерского населения из года в год уменьшается. Если в 1999 году среднестатистический петербуржец съедал за год 76,3 килограмма хлеба, то есть чуть более 209 граммов в день, то в 2003 году дневной рацион уже выражался в 176 граммах. Если процесс пойдет такими темпами, то уже лет через восемь объем ежедневного потребления дойдет до "блокадной пайки" в 125 граммов.
С чем же связано такое положение дел? Неужели петербуржцы сменили свои кулинарные предпочтения? Неужели вняли рекомендациям западных диетологов и перешли на овощи, фрукты, соки и витамины?
Статистика не подтверждает этих оптимистических предположений. Зато она говорит ясно и определенно - темпы роста цен на хлебную продукцию заставляют покупателей ограничивать себя и в этой простой пище. Питерский хлеб - один из самых дорогих в стране.
Но если объем закупок для хлебопромышленности города на Неве не снижается, а уровень потребления имеет ярко выраженную тенденцию к падению, то зачем же Смольному понадобилась "пожарная" разработка продовольственного законопроекта? Дело в том, что беспокойство властей вызвал прошлогодний неурожай ржи, который повлек за собой уменьшение питерских запасов, вызванное в свою очередь тем, что "ржаные" регионы-производители приостановили отгрузку дефицитной продукции даже по уже оплаченным контрактам. Ясное дело, производители желали пересмотреть суммы выплат, исходя уже из новых, повышенных цен. Губернатор В. Матвиенко ситуацию урегулировала лично.
Но чтобы не допустить возникновения подобных ситуаций впредь, руководство Смольного и приняло решение о создании специального продовольственного фонда.
За счет чего же будут финансироваться инициативы по резервированию определенного объема зерна и вывозу его в наш регион? Разумеется, за счет средств городского бюджета. Пока что чиновниками планируется потратить на этот проект 500 миллионов рублей.
Однако последствия такой инициативы независимыми экспертами оцениваются как пессимистические. Уже сейчас "ржаные" монополисты не торопятся везти свои запасы в Питер. Вместо этого они держат паузу, впадают в глубокую задумчивость и на лбах у них написано: "У вас есть деньги? И острое желание купить: почему бы нам не поднять для вас цену?"
Таким образом, благие намерения, вызвавшие к жизни идею ржаного фонда, могут в реальности привести к еще большему подорожанию хлебной продукции. Может быть, этот результат и выгоден производителям, но вряд ли - петербуржцам. Особенно пенсионерам, которых в Питере, как известно, - четверть населения. Вот они-то в первую очередь станут жертвами очередного витка подорожания черного хлеба и дойдут до нормы блокадного потребления.