Для сравнения скажем: с 1992 года, когда столица первой в России начала заниматься сносом "хрущоб", ликвидировано и заново отстроено 3 миллиона квадратных метров, а к 2010 году планируется снести 6 миллионов квадратных метров. Сейчас Москва вслед за цивилизованным миром намерена научиться не только ломать и строить, но и по-хозяйски содержать, грамотно эксплуатировать жилье. Но для этого его нужно сначала привести в порядок.
Тот, кто хоть раз в жизни делал ремонт в собственной квартире, отлично знает, как круто меняет он жизнь хозяев. А что ожидает москвичей, когда начнется перестройка одновременно сотен домов? Почему власти утаивают конкретные адреса, с которых начнется реконструкция? Сколько времени людям придется жить в разбомбленном строителями доме? Какой дом пойдет на капремонт, а какой - под реконструкцию? Если будут жителей выселять, то куда именно? Кто будет защищать права и интересы горожан? Эти и многие другие вопросы, заданные читателями "РГ", в течение двух часов вчера обсуждались на совете экспертов в "РГ". В нем приняли участие: зам. руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города начальник управления формирования программ правительства Москвы Руслан Ростовцев, префект Северо-Западного административного округа столицы Виктор Козлов, первый зам. главного архитектора Москвы директор МНИИТЭП Юрий Григорьев, генеральный директор НПП "Тема" Иосиф Рахман, читатели и журналисты "РГ".
- После сообщения о предстоящем совете экспертов в "РГ" позвонили 523 человека. И все вопросы - о судьбе домов, в которых они проживают. Вы можете назвать конкретные адреса, которые включены в программу?
Руслан Ростовцев:
- Они есть, но публиковать в печати эту информацию я считаю пока преждевременно. Не все еще документы окончательно утверждены и в них еще могут быть изменения. Не стоит зря будоражить москвичей, побережем их нервы.
Я хочу, чтобы горожане поняли: ничего сверхъестественного не происходит. Новая программа не результат какой-то внезапной необходимости, она - очередной этап городской политики, в соответствии с которой весь пятиэтажный фонд столицы был разделен на две составляющие: сносимые и несносимые здания. Сейчас пришло время заниматься как раз несносимыми сериями. Причем не только пятиэтажками, но и девяти-, двенадцатиэтажными домами, которые тоже требуют внимания. Их в три раза больше. Город "разбит" на 1,5 тысячи кварталов. Дома несносимых серий есть в 569 кварталах. На каждый из них была разработана территориальная схема с подробнейшим анализом состояния всего жилого фонда. Для первого этапа на 2004 год отобрали 45 кварталов.
- Вот и надо поскорее опубликовать списки домов.
Виктор Козлов:
-Северо-Западный округ уже три года занимается реконструкцией домов. Что стало самой большой проблемой? Человеческий фактор. Конечно, в основном москвичи - добропорядочные люди. Но есть, к сожалению, и другие, которые за счет города хотят "урвать" квартиру побольше. Супруги начинают разводиться, бабушки прописывают родственников из других городов... По одному дому мы были вынуждены приостановить работы почти на восемь месяцев. Одна семья узнала, что дом попадает под программу, и быстренько купила в нем двухкомнатную квартиру. А потом предъявила властям претензии, мол, это частная собственность и вы будете плясать под нашу дудку. Долго шли переговоры, мы даже пошли немного на поводу, дали им "трешку" в кирпичном доме, рядом с метро. Им показалось мало. Буквально в ноги Юрию Михайловичу Лужкову упали, дескать, префект - изверг, обижает семью с детьми. Мэр назначил комиссию, которая вынесла решение: префект превысил полномочия, дав этой семье больше, чем ей положено. Суд в принудительном порядке вселил эту семью в "двушку" в панельном доме.
Учитывая этот опыт, мы и не хотим повторять старых ошибок и обнародовать адреса домов, которые могут попасть под расселение. По каждому кварталу будет разработан свой план. Его обсудят на общественном совете, с каждой семьей мы будем работать индивидуально. Например, у кого-то квартира запущена, а кто-то сделал евроремонт. Все это будет учитываться.
- Люди разучились верить на слово, их немало обманывали.
Иосиф Рахман:
- Почему на слово? Мы выиграли тендер на работу в 83-м квартале в Северо-Западном округе. Первое, что мы сделали, - провели глубокое социальное исследование квартала: обошли все квартиры, посмотрели, как люди живут, какая обстановка в семьях. Кроме того, в Северо-Западной префектуре есть постоянно действующая выставка, на которой представлены наши разработки и график: кто, откуда, куда и когда будет переселяться. Каждый житель это может увидеть сам. Встречаясь с людьми, мы говорим: "Если будем работать по графику и при этом никто не станет разводиться, съезжаться и так далее, то мы все сроки выдержим. А начнут искать лазейки, как обмануть город, тогда все затянется до бесконечности". Не скрою, инциденты были, но единичные. Удалось найти с людьми общий язык.
- Но по другим округам тендеры только начинаются. Давайте объясним москвичам суть программы. Что их ждет при реконструкции домов, во время капитального ремонта и реновации?
Юрий Григорьев:
- Начнем с того, чем город хоть и плохо, но занимался и раньше. Капитальный ремонт представляет собой восстановление здания в первоначальном виде, с заменой при необходимости тепло-, электро- и водоснабжения, а также внутренних коммуникаций. Конструкция дома и планировка квартир остаются неизменными. Капитально отремонтировать могут практически любую серию, где этого требует износ. В основу будут взяты данные технического мониторинга жилья, недавно узаконенного в столице. Если требуется замена перекрытий, то ремонт будет происходить с отселением жителей, если не требуется, то без отселения. Решение на этот счет принимает Москомархитектура совместно с заказчиком, в роли которого выступает специально созданное сейчас государственное управление перспективной застройкой.
- Если с отселением, то куда конкретно?
Виктор Козлов:
- Маневренный фонд есть в каждом административном округе. Правда, пока он маловат - по 20 - 25 квартир в каждом округе. Но главная проблема в другом - научить москвичей пользоваться им. Чтобы в таких квартирах жили, сменяя друг друга, хотя бы по 8-10 семей. Сейчас это невозможно, такую грязь люди оставляют после себя, что следующие категорически отказываются туда въезжать. Сколько времени может длиться этот ремонт? Нормативов пока нет.
Но немцы, например, когда реконструировали Восточный Берлин, ремонтировали подъезд за неделю. Как им удавалось? По их технологиям замена всех коммуникаций длится ровно три часа. Они вырезают кусок стены со сгнившей трубой, подтаскивают компрессор, под высоким давлением загоняют в эту трубу пескоструй, вымывают оттуда всю грязь и вводят туда химический состав, который превращает трубу в нержавеющую, вечную. А мы долбим все квартиры, тащим новый стояк в каждую квартиру, потом сварочный агрегат... Мучаем жильцов недели две. Вот в чем разница.
- Будет ли Москва использовать такие технологии?
Руслан Ростовцев:
- Обязательно. Уже изучили, внедряем.
- А что такое реконструкция дома?
Юрий Грогорьев:
- Под реконструкцию идут и пяти-, и девяти-, и двенадцатиэтажные дома. Пятиэтажки в ходе ее обзаведутся мансардами и дополнительными этажами. Но самое главное - утеплить наружные стены, чтобы эти дома стали соответствовать европейским нормам по теплосбережению. Ведь наше жилье еще с советских времен на 30-40 процентов отапливает улицу. Утеплить можно, например, той же штукатуркой, которая кладется прямо на панель или регулируемым фасадом с воздушным зазором из легких навесных алюминиевых конструкций. В 9-12-этажных домах проблема номер один - конструктивное изменение крыш, которые текли практически с самого начала, и поэтому никто не хотел жить на последних этажах. На балконах планируется установить новое ограждение - не обязательно, как раньше, тяжелое железобетонное, а ажурное металлическое или пластиковое. Поменять окна на стеклопакеты. Пристроить лифты в пятиэтажках, где их вообще нет, и установить дополнительные лифты в девятиэтажках, где их мало. Оборудовать помещения для консьержки - с телефоном, умывальником и туалетом. Для инвалидов-колясочников пристроить пандусы и специальные подъемники.
- Ну тут-то уж без отселения жителей точно не обойтись?
Виктор Козлов:
- Есть предложения проводить реконструкцию и без отселения. Но лично я не визирую ни одного документа на этот счет, так как считаю, что это издевательство над людьми. Мы в округе испытали это на себе в ходе реконструкции дома по улице Маршала Жукова, 16. Для многих вопрос номер один, вернутся ли жильцы в свою квартиру? Если оговорят этот пункт в договоре, могут вернуться. Но кто-то и не захочет, потому что взамен сразу получит хорошую современную квартиру в своем же микрорайоне. На заседании правительства Москвы Юрий Михайлович Лужков сказал однозначно: если мы это требование горожан не можем выполнить, то лучше в квартал и не лезть.
- В ходе реконструкции власти обещают превратить старое жилье в элитное. А появится ли в микрорайоне, скажем, фитнес-клуб, супермаркет или жители и дальше будут километр шагать до булочной, как сейчас шагают в большинстве спальных районов?
Юрий Григорьев:
- Застройку потому и планируется вести кварталами, что все вопросы решаются комплексно. Чтобы раз войти в микрорайон и сразу построить нужное количество школ, магазинов, детских садов, а не перекапывать потом все снова и снова. То же и насчет гаражей - сейчас после реконструкции не выходит без паркинга ни один дом.
- И последнее направление программы - реновация жилья. Чего от нее ждать?
Юрий Григорьев:
- Дома, которые попадут под реновацию, будут снесены, а на их месте построят новые. Чем же тогда это отличается от сноса "хрущоб", спрашивают многие. Тем, что в принципе эти дома могли бы еще постоять. Но у Москвы все острее стоит еще и другая проблема- нехватка земли. К 2010 году строить будет негде. Граница у столицы на замке - за окружную дорогу Подмосковье ее не пустит. Между тем множество пятиэтажек стоят на земле, которая дороже всех этих вместе взятых строений.
- А если в доме 90 процентов - приватизированные квартиры и создан кондоминиум, который и владеет им? Все равно снесете?
Виктор Козлов:
- Снесем. Но не насильно, а договоримся. Кому-то предоставим лучшую квартиру, чем была, кому-то поможем разъехаться - сколько молодых семей мечтают отселиться от родителей и с удовольствием воспользуются представившейся возможностью.
- И все-таки как вы думаете, москвичей можно поздравить с этой программой или выразить им соболезнование?
Виктор Козлов:
- Поздравить. Я в прошлом году побывал в нескольких регионах, в том числе в Читинской области, в Бурятии. За десять лет там ничего не изменилось. Как жили люди в бараках, так и живут. Москва практически единственный город, где жилищной проблеме уделяют такое большое внимание. Радоваться надо.
- Значит, люди напрасно паникуют?
Руслан Ростовцев:
- Чтобы избежать недоразумений, сегодня цивилизованным путем создаются инициативные группы. Жители сами выбирают своих представителей для решения всех вопросов, связанных с переустройством жилого фонда. Так что все в руках самих москвичей. Но уверяю вас, никто их грабить не собирается.
На будущей неделе "РГ" сообщит номер телефона "горячей линии", по которому можно будет задать все вопросы, касающиеся реконструкции жилья в Москве. Окончание отчета с заседания "Совета экспертов" читайте в одном из ближайших номеров.
Первые кварталы готовятся к ремонту
ЗАО Фили - Давыдово - 58-60
ЗАО Дорогомилово - 23
ЗАО Кунцево 31-34
ЗАО Можайский 71-72, 78-80
ЮЗАО Академический - 3-3а, 8c, 9с, 13
ЮЗАО Профсоюзная - 47, 49, 51, 53
ЮЗАО Обручевский -26, 27
ЮЗАО Зюзино - 25, 26-31, 36
ЮЗАО Цюрупы, д. 12 - 1-4
СВАО Бутырский - 79-79А, 80,109
СВАО Марфино - 48-48Л, 49, 49а, 50,51-52
САО Тимирязевский - 71-72, 73-74, 76
САО Войковский - 53, 55, 57, 57а
САО Головинский - 4Б
САО Аэропорт - 4/16, 5/14
САО Беговой - 7А, 7Б, 9А, 11А
ЮВАО Рязанский - 126
ЮВАО Кузьминки - 115
ВАО Измайлово - 15-16-17
ВАО Перово, мкр. - 21-22
ВАО Богородское, мкр. 8Б
ВАО Сев. Измайлово, мкр. 41-42
ВАО Ивановское, мкр. 40-52
СЗАО Хорошево-Мневники - 73, 77, 79, 80
СЗАО Сев. Тушино, мкр. 1
ЮАО Бирюлево западное, мкр. 1
ЮАО Даниловский - К
ЮАО Нагатинский затон, мкр. 7