Новости

06.02.2004 04:20
Рубрика: Культура

Американская мечта русской сироты

Воспитанница донецкого детдома играет саму себя в бродвейском мюзикле

Таня - Энни

Главную роль в мюзикле исполняет Таня Мягкова. В донецкий детдом она вместе со своим братом попала в марте 1997 года, ему было 8 лет, ей - 5. Их родители болели туберкулезом, вели асоциальный образ жизни, пили. Брат и сестра редко виделись: девочка жила с папой и бабушкой. Саша же объездил полстраны вместе с мамой, которая бродяжничала. У мальчика не было нескольких зубов - родительница выбила их, когда он просил у нее поесть.

Таня была не по годам мала, с впалой грудью - последствия рахита. Оба ребенка не знали элементарных вещей, не умели играть с игрушками, были угрюмыми, в их лексиконе водились в основном непечатные слова.

- Мягковы были одними из первых подопечных нашего детского дома, - рассказывает бессменный директор учреждения Елена Разинкова. - В ту пору здание было разделено на два крыла, в одном находился детский дом, в другом - детский сад, а игровая площадка во дворе была общая. Мы думали, что наши сироты, пообщавшись с воспитанниками детсада, станут лучше себя вести, наберутся у них хороших манер, но получилось наоборот. Детдомовцы научили малышей таким словам и вещам, что родители стали забирать своих чад из нашего детсада. И постепенно детдом занял все это здание.

Саша так и не смог окончательно забыть свою старую жизнь. Он по-прежнему довольно замкнут и нелюдим, похож на маленького волчонка.

А вот Танюша изменилась за эти шесть лет до неузнаваемости и стала воспитанной, образованной, обаятельной девчушкой, с которой нестыдно показаться в приличном обществе.

- Начиная с первого класса, она прилежно училась, а после уроков занималась пением, - рассказывает Разинкова.

Музыкальный работник детдома сразу обратила внимание на звонкий голос Танюши. Позже оказалось, что Мягкова не просто чисто поет, но и обладает прекрасными артистическими данными, очень подвижная и гибкая.

Девочку стали показывать на различных конкурсах самодеятельного творчества. На одном из областных смотров маленькую звездочку заметили двое состоятельных ростовчан. Супруги прожили в браке почти 10 лет, но обзавестись потомством так и не смогли - они захотели удочерить Таню. Стали приезжать к ней в гости в Донецк, а один раз даже забирали ее к себе на выходные в Ростов. Казалось, еще чуть-чуть, и заветная мечта каждого детдомовца - обрести папу и маму - для Тани осуществится. Неожиданно усыновители позвонили директору детдома и сообщили, что не готовы принять в свой дом ребенка с таким тяжелым прошлым.

- Для Танюшки это известие стало страшным ударом, - говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе Наталья Маркова. - Она очень долго переживала, а потом как будто встрепенулась и с головой ушла в работу.

Благо два года назад благодаря инициативе мэра Донецка на базе детдома открылись два отделения школы искусств: театральное и хоровое. Ведущие преподаватели вокального и актерского мастерства, хореографии, музыки стали приходить в детский дом и заниматься со всеми желающими, недостатка в которых не было. Уроки творчества перешли на качественно иной уровень, и результат не заставил себя ждать. В прошлом году две воспитанницы детдома Таня Мягкова и Ира Гурдуза заняли первое место на конкурсе творчества воспитанников детских домов "Созвездие" в Пскове.

Ира и Аня

Ира тоже играет в мюзикле. Она - самая старшая из юных актрис и поэтому ей труднее всего. В свои 14 лет она вынуждена играть одиннадцатилетку.

В детском доме Ира уже третий год. Ее отец развелся с матерью и переехал на Украину, мать начала бродяжничать. Некоторое время Иру и ее сестру воспитывала бабушка, но потом она умерла, и девочки целиком осиротели.

В семье другой участницы мюзикла Ани Провоторовой было четверо детей. Поначалу они жили не хуже других, а потом в стране начались тяжелые экономические времена. Хранительница домашнего очага, обладательница диплома о высшем образовании оказалась без работы (стоит пояснить, что Донецк Ростовской области - небольшой шахтерский город). На этой почве у нее расстроилась психика, она перестала быть адекватной и более не могла обеспечить своим чадам нормальное существование. Потом умер отец, и младшие Провоторовы, Аня и ее сестра Настя, попали в детдом. Старший брат женился и забрал к себе среднего брата.

В Москве ростовчанок приняли очень хорошо. Разместили в школе-интернате имени Никулина. Там девчонки живут и учатся. Помимо этого, каждый день у них репетиции и выступления в Театре эстрады. На Новый год артисты мюзикла очень тепло поздравили их, надарили кучу игрушек, а продюсер даже пригласила их на несколько дней к себе домой.

Первоначально проект был рассчитан на год, но премьера прошла с таким успехом, что создатели решили продлить его до двух лет.

- Не получится ли так, что после двух лет довольно "звездной" жизни в столице они уже не смогут жить как прежде в Донецке? Не станет ли для них возвращение домой самой большой трагедией? - интересуюсь я у Елены Разинковой.

- Перед отъездом мы провели с девочками большую беседу, - вспоминает Елена Ивановна. - Настроили их на рабочий лад. Говорили, что они не должны расслабляться и принимать как должное то, что с ними происходит. Что это лишь шанс, который они могут либо упустить, либо использовать.

Это одна из заповедей, которой четко следуют в донецком детдоме.

- По своим родителям многие наши подопечные знают, как трудно найти место под солнцем и как легко скатиться на дно, - рассказывает Наталья Маркова. - Они не хотят для себя такой судьбы. Поэтому наши призывы учиться и работать - для них не пустой звук.

Ребята не пропускают ни одного конкурса - пишут сочинения, придумывают частушки, загадки, поют, играют на музыкальных инструментах. И постоянно что-нибудь выигрывают: то музыкальный центр, то компьютер, то мягкую мебель, а то и поездку.

- К нам приходят дети с пораненной душой, которые, как правило, уже внутри утробы матери испытывали дефицит ласки, общения, питания, - говорит Елена Разникова. - Мы стараемся найти для каждого из них нишу успешности, развивая не только интеллект, но и творческие способности.

Возможно, именно благодаря этому донецкие девчонки оказались единственными из Ростовской области, кто выдержал бешеный ритм репетиций и выступлений. Первоначально продюсеры мюзикла отобрали на Дону одиннадцать человек. Так получилось, что в Москву для участия в финальном кастинге поехали восемь. А сейчас на сцене театра эстрады остались лишь Таня, Ира и Аня.

В Донецке мне показали комнаты, где они жили. В небольшом коридорчике стоит шкаф для верхней одежды, неподалеку - телевизор, стол для обедов.

- Мы не стали делать общую столовую, зачем разводить казенщину? - комментирует Наталья Маркова.

В спальне - пять кроватей, покрытых шелковыми ярко-розовыми покрывалами. Рядом - большой платяной шкаф. На стенах, как водится, висят фотографии кумиров. Для девчонок из детского дома - это не Бред Питт и даже не солисты группы "Смэш", а Кристина Агилера, Бритни Спирс, Наталья Орейро.

- На какой именно кровати спала Таня, сказать не возьмусь, мебель недавно переставляли, - извиняется Наталья Дмитриевна. - Как-то мы упустили это из виду, а то могли бы повесить над ее кроватью табличку с фотографией. Мы очень гордимся ею. Тем более что для оставшихся здесь девчонок она - вообще образец для подражания не хуже "Блестящих" или "Сливок".

Девчонки, присутствующие при разговоре, улыбаются.

- А вы бы хотели стать профессиональными артистками? Выступать на большой сцене? - пристаю я к ним.

- Конечно! - не задумываясь, в унисон отвечают они.

p.s.

По сценарию мюзикла одиннадцатилетняя сирота Энни живет в приюте, которым управляет жесткая мисс Хэнниган, и мечтает сбежать отсюда и найти родителей. Увы, мисс Хэнниган так же бдительна, как и невыносима. Но однажды девочке улыбается удача - в виде приглашения провести Рождество в доме миллионера Уорбака. Отважная и добрая Энни совершенно очаровывает этого чудака, и тот готов удочерить ее, но юная героиня не теряет надежды отыскать настоящих родителей. Тогда растроганный богач назначает вознаграждение тому, кто отыщет папу и маму Энни. На объявление первым делом отзываются мошенники. Но все что ни делается, все - к лучшему. Преподаватели донецкого детдома убеждены, что и истории их девчонок ждет хеппи-энд.

Культура Музыка Общество Семья и дети Защита детей