06.02.2004 17:56
    Поделиться

    Казань. Бизнес-класс для учителя

    Министерство образования Татарстана тратит на обучение одного ребенка около девяти с половиной тысяч рублей в год. В малокомплектных сельских школах среднестатистический ученик обходится в 18 тысяч. Поэтому в Минобразовании РТ решили: школа, во-первых, должна экономить на всем, а во-вторых, приложить максимум усилий, чтобы еще и заработать.

    При пятимиллиардном дефиците нынешнего республиканского бюджета образовательной отрасли Татарстана относительно повезло: в этом году ей выделено более 12 миллиардов рублей. Ни одна сторона жизни не обходится казне так дорого. Правительство Татарстана решило не лишать

    30-процентной надбавки к жалованью молодых педагогов и доплат за классное руководство. Такая забота обошлась республике более чем в 100 миллионов рублей. Плюс 20 миллионов - на всеобщую компьютеризацию.

    Эти деньги выделены Минобразованию с довольно существенной оговоркой: несмотря на обильные бюджетные ассигнования, отрасль должна приложить максимум усилий к самостоятельному зарабатыванию денег. Каким образом? Ответ на вопрос - в выпущенном под конец года постановлении Кабмина РТ "О платных услугах и предпринимательской деятельности бюджетных учреждений". Школам, детским садам и интернатам правительство велело брать за все, на чем можно заработать. За сверхнормативное обучение, выходящее за рамки школьной программы и утвержденные учебными планами "часы". За репетиторские услуги "обучающимися другого образовательного учреждения". За оздоровительные мероприятия и за кружки и факультативы, направленные "на всестороннее развитие гармонической личности". Специальные учебные группы для детей с отклонениями в развитии также должны работать за счет средств граждан.

    Помимо зарабатывания новых средств, образовательная отрасль обязана оптимизировать уже существующие расходы. В Минобразовании недавно прикинули, сколько школьной площади приходится на одного ученика. Подсчитали - прослезились. В городских школах этот показатель составляет чуть больше 50 процентов от нормы. А в сельских - все 120. Таким образом, решили реформаторы от образования, большой резерв для оптимизации кроется в рациональном использовании учебных площадей. Особенно в сельской местности. Поэтому в ведомстве посчитали необходимым объединять несколько деревенских учреждений под одну школьную крышу. Например, размещать там сельские клубы и фельдшерско-акушерские пункты. То-то радости будет деревенским детишкам, если к ним в школу начнут привозить рожениц.

    В авангарде экономических реформ Кабинет министров РТ поставил Набережные Челны: с января в законодательном порядке все общеобразовательные школы автограда переведены на нормативное финансирование. Тем не менее, по словам начальника челнинского управления образования Рамиля Халимова, существенных изменений такое нововведение за собой не повлекло.

    - Годовой бюджет образовательной отрасли был утвержден еще в прошлом году, - говорит Р. Халимов. - При его формировании затраты на одного ученика были запланированы в объеме восьми тысяч рублей. С переводом городских общеобразовательных школ на нормативное финансирование этот показатель не изменился. Но переход на новую систему финансирования повлечет за собой реорганизацию образовательной сети. Уже в этом году в городе произошло слияние трех школ в одну.

    На вопрос корреспондента "РГ" о том, не пострадают ли от такой реорганизации рядовые учителя, Рамиль Халимов ответил, что это в принципе неизбежно, но управление образования сделает все, чтобы смягчить удар. Во всяком случае, вакантные рабочие места для педагогов в городе имеются.

    Кроме того, к процессу улучшения материального положения татарстанских школ Минобразования РТ намерено призвать самых успешных выпускников. Уже на выходе специальный сайт министерства под названием "Твоя школа", где собрана вся информация об особо нуждающихся учреждениях образования. По мнению министра образования РТ Фариса Харисова, выступившего по поводу оптимизации расходов на последней коллегии своего ведомства, новый портал станет незаменимым путеводителем для неравнодушных граждан, желающих "подать на пропитание" какой-нибудь особо бедствующей школе. Собственно, идея министра вовсе не нова. Финансовые пожертвования должны были стать неотъемлемой частью деятельности школьных управляющих советов. Предполагалось, что институт управсоветов придет на смену так и не состоявшейся системе попечительских органов, и в них, кроме родителей, должны войти и люди "со стороны", в том числе выпускники школ. Однако до сих пор в подавляющем большинстве татарстанских школ органы внешнего управления так и не созданы.

    И последнее. Даже если школе что-то и удастся сэкономить, куда пойдут эти деньги?

    - На реинвестирование в отрасль, - заявил на коллегии министерства Фарис Харисов. - В том числе - на дополнительные выплаты педагогам.

    Поделиться