8.32 В Московском метрополитене во втором вагоне поезда, который двигался от станции "Автозаводская" к станции "Павелецкая", произошел взрыв. Из тоннеля идет дым. На Замоскворецкой линии столичного метрополитена остановлено движение. К станции "Автозаводская" прибыли несколько десятков машин "скорой помощи". Движение автотранспорта по улицам в окрестностях станции "Автозаводская" перекрыто.
9.30 Пожару, возникшему в московском метро на перегоне между станциями "Павелецкая" и "Автозаводская", присвоена 5-я, высшая категория. Эвакуация пассажиров из тоннеля продолжается.
9.38 Исполняющий обязанности мэра Москвы Валерий Шанцев выехал на место чрезвычайного происшествия.
9.44 Милиция не исключает, что взрыв является результатом террористического акта. Такой вывод сотрудники управления внутренних дел делают со слов первых спасенных из тоннеля. Количество жертв и пострадавших неизвестно.
9.44 Мосгортранс выделил 130 автобусов для перевозки пассажиров из-за остановки Замоскворецкой линии московского метро. Автобусы следуют от станции метро "Красногвардейская" до "Павелецкой".
9.50 Бригады спасателей движутся к горящему поезду с двух станций московского метро навстречу друг другу, одновременно помогая эвакуации пассажиров.
9.54 В столице введен в действие план "Вулкан-5".
10.17 Взрыв в московском метро совершил, по предварительным данным, террорист-смертник. К "Автозаводской" и "Павелецкой" выехали в общей сложности около 100 бригад "скорой".
10.22 Оперативный штаб по расследованию взрыва в московском метро возглавил замглавы МВД Александр Чекалин.
10.26 Из туннеля метро после взрыва на перегоне "Автозаводская" - "Павелецкая" выведены более 500 человек.
10.36 По факту взрыва в Московском метрополитене в пятницу прокуратура Москвы возбудила уголовное дело по двум статьям УК РФ - "терроризм" и "умышленное убийство".
10.59 Пострадавших от взрыва в вагоне московского метро доставляют в три городские больницы -1- ю, 7-ю, 13-ю, а также в институт Склифосовского.
11.05 Сотрудники правоохранительных органов изымают изображения с сервера компьютерной системы видеонаблюдения Замоскворецкой линии московского метро.
11.20 Пожар в московском метро потушен, задымление ликвидировано. Станция "Павелецкая-кольцевая" работает только на выход.
14.15 По данным специалистов, мощность взрывного устройства, приведенного в действие в вагоне поезда в московском метро, была равна 5 кг в тротиловом эквиваленте, сообщил журналистам вице-мэр Москвы Валерий Шанцев.
16.50 По инициативе американской стороны состоялся телефонный разговор между президентами России и США, в котором они подтвердили "стремление работать совместно в борьбе против террора"
18.03 В больницах столицы находятся 113 пострадавших от теракта в столичной подземке. Среди пострадавших 39 мужчин, 73 женщины и один ребенок. В крайне тяжелом состоянии находится 21 пострадавший, 13 - в тяжелом состоянии.
18.19 Движение поездов по Замоскворецкой линии московского метрополитена полностью восстановлено.
Как сообщается, видеокамеры зафиксировали предполагаемого пособника террористки-смертницы. Милиционеры объявили в розыск мужчину с внешностью уроженца Кавказа, на вид тридцати-тридцати пяти лет, с острым носом, пухлыми губами, чисто выбритым лицом, в темной кожаной шапке с искусственным каракулевым мехом. Он попал в объектив вместе с предполагаемой смертницей: они стояли на перроне одной из станций метро, в руках у них было два чемодана.
По другим данным, разыскиваемого мужчину сопровождали сразу две молодых женщины в черных одеждах. Приметы подозреваемых были переданы на все посты милиции, а эксперты приступили к составлению фотороботов.
По имеющейся информации, разыскиваемый незадолго до взрыва подошел к одной из дежурных по станции "Автозаводская" и сказал: "Будет вам праздник", добавив затем нецензурное ругательство.
Как пояснили в МВД РФ, теракты подобного рода обычно готовят несколько человек. Смертника страхуют сообщники, которые могли находиться недалеко от места взрыва. В МВД не исключили, что трагедия в московском метрополитене - одно из звеньев целой серии терактов, произошедших в России за последний год.
Вскоре после эвакуации раненых спасатели и технические службы метро вытащили поврежденные вагоны из тоннеля и отбуксировали их на запасной путь. Как сообщают очевидцы, на месте взрыва остались фрагменты человеческих тел и обломки вагона. Их изучали следователи и эксперты. Проходили следственные действия и в эвакуированных вагонах.
- Утро началось обычно: доехал до метро "Кантемировская", встретил друга столяра Илюху, он на юго-западе работает, и поехали с ним, - рассказывает очевидец, программист, 21-летний Александр Шушпанов. - До "Автозаводской" нормально доехали, там машинист посадил-выпустил людей, закрыл двери и двинулся в сторону "Павелецкой". Прошла всего минута в пути по туннелю, как где-то впереди раздался взрыв (не очень громкий), в этот момент порывом ветра принесло тучу желтоватого дыма и из перебитых кабелей с двух сторон вагона посыпались искры. Поезд шел еще где-то метров 50. Потом встал. Дыма было столько, что резало глаза (едкий дым). Вижу, передо мной - переговорное устройство "пассажир-машинист". Нажимаю кнопку, говорю, что дыма очень много, в таком-то вагоне. Машинист отвечает, что все под контролем, и сейчас будет организована эвакуация. Минуты две ничего вообще не происходит, только дым валит. Снимаю с себя шапку, мочу ее, и дышу через нее, сложенную вдвое. Точно так, как учили в МЧС. Кое-кто следует моему примеру. Присаживаюсь на корточки, рекомендую людям вокруг сделать то же самое. Сидим. Слышим жуткие крики спереди, и как какие-то люди бьют окна - что же, это обосновано, когда поезд останавливается в туннеле, и становится душно, но не тогда, когда туннель задымлен. Бараны. Машинист говорит, что контактный рельс обесточен, открывает двери, говорит, чтобы все выходили и шли в сторону "Автозаводской". Спрыгиваю на рельсы, помогаю спуститься какой-то женщине, прохожу чуть вперед. Толпа стоит как справа, так и слева поезда. Народ не может двигаться, потому что из дальних вагонов люди вышли не до конца, они выходят и проходят, выходят и проходят - час пик. Народ паникует, типа, "сейчас все задохнемся тут!"
Женщина, которой я помог спуститься из вагона, начинает кричать, что идти надо не назад (к "Автозаводской"), а вперед, типа, "Автозаводская" там. Орет, что сейчас все погибнут. Народ начинает двигаться, идем к станции. Сразу за поездом дым рассеивается, туннель уже освещен лампами по стенам, и мы идем по шпалам, хрустя стеклами, валяются какие-то куски железа (обшивка вагона, я так понял). Кому-то становится плохо и его несут двое поздоровее, приговаривая что-то ободряющее. За 50 метров от поезда назад по туннелю я метров 20 шел сквозь кровь, мясо, сквозь куски плоти. Я даже не буду это описывать. Незачем. Это было жутко.
- Не стойте, проходите, - кричат в мегафоны милиционеры и работники метрополитена, разгоняя нарастающую толпу.
Рядом коммунальные работники ломами долбят лед и откачивают лужи, разлившиеся от действий пожарного расчета - брандмейстеры открыли люк на проезжей части и качали оттуда воду.
- В 9 часов я поднимался на эскалаторе на станции "Павелецкая", - рассказал корреспонденту "РГ" молодой человек в расстегнутом полушубке. - Вдруг по соседнему эскалатору, который спускал людей на платформу, сшибая пассажиров, побежал ОМОН. Никакого взрыва я не слышал - просто бежит сломя голову рота крупных мужиков, а куда бежит и почему - никто не знает.
Внизу, на станции, переход на "зеленую" ветку наглухо перегорожен сотрудниками милиции. На платформе дежурные милиционеры проверяют документы у женщин неславянской внешности.
На улице люди в форме следят за порядком и показывают гражданам кратчайшие пути к автобусным остановкам.
Главный вход на Павелецкий вокзал оцеплен. К нему одна за одной прибывают машины "скорой помощи", МЧС и милиции. Снегоуборочные машины расчищают дополнительные площади для парковки спецтехники.
В 11.30 над площадью стал кружить вертолет Центроспаса. Несколько минут пилот примеривался, а затем метко приземлил машину прямо перед главным крыльцом. Из вертолета вышел представительный мужчина с папочкой, после чего машина взмыла в воздух и улетела.
По громкой связи администрация вокзала просит пострадавших обратиться в медпункт на первом этаже.
- К нам обратились 18 человек, - рассказал "РГ" главврач железнодорожной поликлиники Григорий Антонов. - Девять из них были госпитализированы, а остальные после оказания первой медицинской помощи отпущены домой. Из тех граждан, кто обратился к нам, у четверых ожоги, у двоих механические травмы. С отравлениями угарным газом у нас никого не было.
Главный вход в Павелецкий вокзал в тройном кольце оцепления. В первом стоят работники патрульно-постовой службы и солдаты внутренних войск. О случившемся они почти не говорят, но не потому что приказ, а потому, что информация к ним поступает лишь отрывочно - из переговоров по служебной рации. Они рекомендуют выходящим из вокзала пассажирам скорее проходить к автобусам.
Входящих просят не задерживаться в проходах. Во втором кольце, вооруженные милиционеры и дружинники в кожаных куртках и с красными повязками на бицепсах. Простым смертным дальше второго круга охраны пути нет. Хмурые сотрудники ФСБ закрывают последний рубеж, за которым мелькают оранжевые куртки спасателей и стоят машины "скорой помощи".
Несмотря на случившееся, работа вокзала не прекратилась: доступ на платформы открыт через 1-й подъезд. Пассажиры поездов дальнего следования волокут свои огромные сумки и столбенеют, когда видят, что творится на улице.
Уехать пассажирам электричек и поездов дальнего следования, прибывшим в Москву, отсюда достаточно сложно: ГИБДД регулирует движение, отдавая предпочтение служебному транспорту. В результате длинная очередь из подогнанных автобусов, выполнявших маршрут по "замороженной" Замоскворецкой линии, движется чрезвычайно медленно. Мосгортранс выделил дополнительные автобусы, около двухсот, но справиться с таким потоком людей даже они были не в состоянии. Пробираясь к остановкам, люди перелезают через ограждения и карабкаются через грязные размокшие сугробы. Другие ловят попутные машины, проезжающие по Валовой улице.
- Кошмар-то какой, - затягиваясь сигаретами, беседуют продавщицы в подземном переходе. - Как бы нас не закрыли под шумок.
Как пояснили наши источники в правоохранительных органах, определенной ясности на этот счет пока и не может быть. Сама специфика взрывотехнической экспертизы такова, что подтверждения или опровержения той или иной версии появятся не сразу. Но все наши собеседники, с которыми удалось переговорить, сходятся к тому, что это был теракт. На это указывают несколько хоть и косвенных, но в данной ситуации очень важных доказательств. Во-первых, выбор места и времени взрыва совпал с часом пик, чтобы количество жертв было максимальным. Во-вторых, выбор второго вагона метро для совершения взрыва также совпадает с многолетней статистикой проведения подобных терактов.
Специалисты пока не настаивают категорически на этой версии, потому что практика знает и случаи, когда мужья из ревности вместе с неверной женой заодно взрывали и самолет. Бывали и более экзотические случаи. И все же... все же опыт предыдущих терактов показывает, что с большой вероятностью следы вчерашнего взрыва могут вести к бригаде смертников "Риядус Салихийн" Шамиля Басаева. Почерк теракта до мелочей совпадает с действиями этой террористической группы.
Для проведения этих акций, в частности, готовятся и используются фанатично настроенные мужчины и женщины-смертницы от 16 до 30 лет либо люди, прошедшие насильственную психофизическую подготовку и похищенные из различных регионов страны. Так, в частности, готовились и смертницы из Чечни Зулихан Элихаджиева и Мариам Шарипова, совершившие 5 июля 2003 года взрывы у входа в аэродром "Тушино". Также готовилась к взрыву на Тверской и Зарема Мужихоева.
Правда, в данном случае не стоит говорить о чеченском терроризме, такой вид деятельности чужд чеченскому менталитету. Смертники как инструмент политического давления и запугивания - фирменное изобретение международных мусульманских радикальных группировок.
Возможно, вчерашний теракт совершил не смертник, а подрывник, который оставил в вагоне сумку со взрывчаткой. В пользу такой версии говорит тот факт, что взрыв произошел, как только поезд отъехал от платформы. Глубоко в тоннеле террористу привести в действие взрывное устройство дистанционно не удалось бы.
- Взрыв произошел в 8.32 по московскому времени в туннеле между станциями замоскворецкой ветки метро "Автозаводской" и "Павелецкой" у первого выхода второго вагона поезда, направлявшегося в центр, - рассказал "РГ" начальник Управления информации ГУВД столицы Кирилл Мазурин. - Машинист, услышав хлопок, нажал по тормозам, поезд протянуло еще метров 100 - 120. К этому времени по просьбе машиниста диспетчер отключил электрический ток в вагонах. Пассажиры первого вагона начали выходить на пути в сторону "Павелецкой", пассажиры других вагонов в сторону "Автозаводской". Около 8.40 повалил дым и начался пожар, которому была присвоена самая высокая - пятая степень сложности. Столпотворения на путях не было. В 10.30 эвакуация из перегона между станциями метро "Павелецкая" - "Автозаводская" закончилась. Около 10.00 пожар был потушен. Всего было эвакуировано около 700 человек.
- По последним данным, в ликвидации последствий взрыва и начавшегося затем пожара было задействовано 50 пожарных расчетов, 10 спасательных отрядов, около 130 машин неотложной "скорой помощи" и автобусов для эвакуации пострадавших, три отряда Центроспаса с вертолетом, отряды военных горноспасателей, сотрудники правоохранительных органов Москвы и столичного метрополитена, - рассказал "РГ" начальник отдела по связям с общественностью ГО и ЧС Москвы Николай Мирный. - Наш сотрудник, начальник оперативного дежурного центра кризисных ситуаций ГО и ЧС Москвы Сергей Ковунов, был в этом злополучном поезде. Единственное, что нам известно, что он ехал в третьем вагоне у одной из центральных дверей. После взрыва он, не растерявшись и быстро сориентировавшись, начал эвакуировать пассажиров в более безопасное место вагона. Сам Сережа сильно не пострадал.
- О взрыве и неполадках в поезде между станциями метро "Автозаводская" - "Павелецкая" сообщил сам машинист поезда, - рассказала "РГ" пресс-секретарь столичного метрополитена Елена Крылова. - На участке Замоскворецкой ветки метро организовано челночное сообщение между станциями "Речной вокзал" - "Павелецкая" и "Коломенская" - "Каширская", ведь один путь у нас все же цел. С разницей в несколько минут поезда курсируют на этом участке то в одну, то в другую сторону. Кроме этого, мы совместно с Мосгортрансом организовали автобусное сообщение. Всего задействовано около 200 дополнительных автобусов. Но у нас впереди вечерние часы, а это обычно массовый наплыв пассажиров, поскольку ветка ведет в спальный район. Машинист, который вел поезд, после случившегося находится в шоковом состоянии. Сразу после взрыва Владимир Горелов, машинист второго класса, действовал оперативно и сумел предотвратить пожар в первом вагоне. По мере сил он успокаивал пассажиров, а когда контактный рельс был обесточен, - помогал эвакуировать пострадавших. "Давки после взрыва не было, люди вели себя спокойно, - рассказал Владимир Горелов. - После отправления от станции "Автозаводская" через 500 метров я услышал сильный хлопок. Затем повалил дым. Я применил экстренное торможение и связался с диспетчером, потребовав снять высокое напряжение на путях метрополитена. А затем постарался открыть двери поезда. После этого я сказал пассажирам, чтобы люди выходили на пути из первого вагона в сторону "Павелецкой", из остальных - "Автозаводской".
Несмотря на то, что машинист не пострадал, сразу после того, как пассажиры были выведены, - он был доставлен в первую градскую больницу имени Пирогова.