Оглянувшись назад, каждый из нас может припомнить, сколько творческих натур не выдержали прессинга дикого рынка, сколько блестяще образованных людей ушли в примитивную "челночную", ларечную торговлю, навсегда похоронив полет собственной фантазии. "Матрешечный" промысел, пышным цветом распустившийся на центральных улицах и площадях Северной столицы, ужасал интеллигентных питерцев и профессиональных художников. А власти не знали, что противопоставить ширпотребу, уродующему город. Именно в тот период отдельные энтузиасты попробовали доказать, что хороший вкус и искусство настоящих мастеров способны бороться с низкопробностью. Юрий Волкотруб пришел в Смольный и заявил, что хочет открыть первую в Питере частную художественную галерею. Что собирается выставлять в ней исключительно высокохудожественные современные произведения. Что его галерея обязательно станет визитной карточкой города на Неве. Дело невиданное, и ему сказали: "Дерзайте"! Дали помещение - подвал в бывшей гомеопатической поликлинике на Невском проспекте. Осушить затопленное, "убитое" пространство, отремонтировать коммуникации помогли друзья, а также коллеги жены Ларисы - профессиональной художницы. Нашлась и благотворительная организация, взявшая "под крыло" настойчивых мечтателей, - Фонд мира.
И предложил зубной магнат непрактичным соседям, занимающим подвал его (!) здания, использовать помещение более эффективно: устроить в нем склад или кафе.
За это время в Питере открылось и бесследно исчезло десятка два художественных галерей. В любимом многими "Наследии" на углу улицы Восстания сегодня торгуют компьютерными аксессуарами. Галерею Союза художников, располагавшуюся под Думской башней, выкупил модный ювелир Андрей Ананов. Фонд мира канул в вечность. А "Гильдия мастеров" Юрия и Ларисы Волкотруб держится. По-прежнему устраивает бесплатные выставки для художников, у которых нет средств на оплату дорогих выставочных залов. Находит художников, архитекторов, керамистов, готовых участвовать в социальных проектах, обогащающих душу, но не наполняющих кошельки. Как-то раз, уже в середине 90-х, в подвал заглянул приветливый эмоциональный сосед галерейщиков - основатель стоматологической фирмы, этаж за этажом выкупающий все здание. Он посмотрел - картинки висят, пространство пустует. Столько места пропадает! И предложил зубной магнат непрактичным соседям, занимающим подвал его (!) здания, использовать помещение более эффективно: устроить в нем склад или кафе. Владеть совместно, прибылью делиться. Выгода бесспорная, так как постепенно именно эта стоматологическая фирма стала настолько престижна, что в ее клиентах оказались крупнейшие чиновники и депутаты. Волкотруб от лестного предложения отказался, скромно заметив, что, если его галерея закроется, бедным художникам будет некуда податься. Должен все-таки оставаться на Невском, заполоненном бутиками, хоть один центр, где красота духовная предпочтительнее материальной. Магнат не давит, по-соседски любезно раскланивается, заходит полюбоваться искусством.
А слава о мастерстве самого Юрия Волкотруба между тем росла. Все экскурсанты, приезжающие в Пушкинские горы, любуются красивыми изразцовыми печами в усадьбах Пушкина и Ганнибала. Их сработал для любимого музея-заповедника питерский мастер, который своими же руками и переложил старые печи и камины, требующие реконструкции. Вместе с товарищами, талантливыми мастерами, постоянно бывающими в галерее, он воссоздал старинные технологии изготовления из керамики иконостасов. Коллектив под руководством Волкотруба изготовил и внутреннее убранство построенной в память о 300-летии Санкт-Петербурга Троицкой часовни, а также новой Георгиевской церкви в Самаре. После чего получил приглашение сделать величественный изразцовый иконостас в строящемся в Москве в честь 1000-летия крещения Руси православном Троицком соборе. В разгар работы Волкотруба разыскали представители администрации Президента и попросили сделать необычную изразцовую печь в представительском кабинете Ново-Огаревской резиденции Владимира Путина. Так он стал "кремлевским печником". А его произведение - "президентская" печь - достойной визитной карточкой главы государства, на фоне которой делаются все официальные снимки Путина и его высоких гостей.
Недавно в Москве художнику Василию Нестеренко, сделавшему копии фресок старых мастеров для вновь созданного храма Христа-Спасителя, власти подарили галерею в центре города. А в Петербурге у художника, приносящего славу как Северной столице, так и России, грозятся вот-вот отобрать некогда спасенный им же подвал.
Чиновники из КУГИ утверждают, что "Гильдия мастеров" неоднократно нарушала сроки внесения арендной платы. Судя по документам - актам сверки платежей - да, нарушала: вносила деньги за квартал вперед, но на неделю-другую позже положенного срока платежей. Почему же галерею не наказывали за эти опоздания, к примеру рублем, не предъявляли претензий? В разговоре с корреспондентом "РГ" заместитель начальника районного агентства по управлению имуществом Алена Мироненко посетовала: "Им ни штраф, ни пени нельзя было начислить, так как они все-таки успевали уложиться в платежный период". Трудно спорить с тем обстоятельством, что для арендодателей города взимание арендной платы - непростая задача. С 2002 года власти ужесточили меры к арендаторам, пользующихся коэффициентом социальной значимости менее единицы. Именно тогда в городском законе о порядке определения арендной платы за нежилые помещения появилась такая формулировка, как "добросовестный арендатор, надлежащим образом исполняющий свои обязанности по договору". А вот на просьбы разъяснить, существует ли перечень, по пунктам перечисляющий признаки "недобросовестности", чиновники отвечать категорически отказались. Председатель городской комиссии по распоряжению объектами недвижимости Людмила Приданова от телефонного разговора с журналистом уклонилась. Секретарь чиновницы затребовала от газеты письменный запрос. Между тем именно на этой комиссии "разбираются" с арендаторами, стремящимися пролонгировать договоры. Какими критериями руководствуются члены комиссии? Под какой карающий пункт закона подпадает "Гильдия мастеров", или такое нарушение, как некоторая задержка платежа, нигде не прописано? Может ли Юрий Волкотруб прийти на заседание и попытаться доказать свою правоту? Возможно, ответ на эти три простых вопроса могла дать пресс-служба КУГИ. Собственно, для того и назначаются пресс-секретари, чтобы журналисты не отвлекали по пустякам от работы чиновников. Однако внятных ответов и с этой стороны не последовало.
Известные в Петербурге и в России деятели культуры - ректор Петербургской академии художеств, председатель городского Союза художников, академик Альберт Чаркин, ректор Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени Веры Мухиной, заслуженный художник России Алексей Талащук и председатель Петербургского союза архитекторов академик Владимир Попов - обратились в районное КУГИ с ходатайством. Они просят арендодателя продлить договор аренды с галереей "Гильдия мастеров" сроком на 15 лет с сохранением льготного коэффициента. В свое время этот петербургский "культурный островок" отстаивал академик Дмитрий Лихачев. Поддерживает высокие устремления художников этой галереи писатель Даниил Гранин.
Государство не только декларирует значимость социальных организаций, оно создало эффективный механизм их поощрения. К которому относится, в частности, льгота по оплате аренды. Неужели в Петербурге наступили времена, когда истинные права оценивать социальную значимость жителей города и их добрых дел получили сборщики податей? Возможно, они убеждены, что культурной столице больше пользы приносят бистро?