Вчера в прямом эфире "Эха Москвы" вместе с Ксенией Лариной мы задавали вопрос учителям русского языка из Риги, лауреатам нашего Пушкинского конкурса: чем может помочь соотечественникам Россия после того, как сейм принял жесткие поправки к закону об образовании? Как известно, с 1 сентября 2004 года 60% предметов в русских школах будут преподаваться на латышском языке. Осталась малая надежда, что президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, которая в течение 7 дней должна закон подписать, все-таки наложит на него вето и отправит в сейм на доработку.
Андрей Ефремов, учитель Пушкинского лицея, считает, что речь в Латвии идет, к сожалению, не о языке, а о политике дальнейшего выдавливания русскоязычного населения. Ведь ни в Эстонии, ни тем более в Литве, где тоже каждый третий русский, нет такого принципиального неприятия права национальных меньшинств получать среднее образование на родном языке. Право такое, кстати, закреплено Европейской конвенцией, которая подписана Латвией еще в 1995 году, но до сих пор не ратифицирована.
Моральная поддержка России, энергичное заявление МИДа и Госдумы РФ очень важны для 120 тысяч учащихся русских школ и их родителей, считают учителя.
Ну а покупать или не покупать латвийские шпроты, идти или не идти на концерт Лаймы Вайкуле в России - все-таки пусть эти вопросы россияне решают сами. Поддержка, как и протест, должна быть в рамках закона.
Добавим, что в связи с последними событиями Госдума РФ намерена 18 февраля вернуться к старому законопроекту о мерах по предотвращению нарушения прав русскоязычных граждан в Латвии, который рассматривался в первом чтении еще прежней Думой и который предусматривал экономические санкции.