- Со многими проблемами мы сталкиваемся чуть раньше, чем другие регионы. Это заставляет нас быстрее умнеть. Например, мы первыми приняли закон о минимальной заработной плате. Теперь подобные действуют и в ряде других регионов. Столица первой обратила внимание на коренных москвичей, всю жизнь проживших в коммуналках, которым отдельная квартира даже не светила.
- Приоритеты правительства города на ближайшие четыре года известны. Чем намерены подкрепить их законодатели?
- Прежде всего тем, что приняли социально ориентированный бюджет. Как и в прошлые годы, в социальную сферу будет направлено не менее 40 процентов средств. Например, лишь на адресную поддержку москвичей с низкими доходами будет израсходовано 128 миллиардов рублей, что почти на 18 процентов больше, чем в прошлом году. Как минимум дважды будут повышены пенсии. Свыше 4 миллиардов рублей - больше, чем во всей России, выделено на бесплатные лекарства льготникам. Самые малообеспеченные семьи будут меньше платить за коммунальные услуги.
- Сейчас все обещают бороться с коррупцией. Что под силу столичным депутатам?
- Немало! Приведу лишь один пример. По данным социологического опроса, 42 процента россиян относят себя к среднему классу. Это значит, что на самом деле эти люди зарабатывают гораздо больше, чем значится в статотчетах. Невидимую, но явно значительную часть зарплаты они получают в конвертах. Эти деньги могут быть криминальными, использоваться для подкупа чиновников, дальнейшего укрепления коррупционных связей. Повысив городским законом "минималку" (сейчас она в 3 раза выше федеральной, с мая будет 2000 рублей, а с октября - 2,5 тысячи рублей), мы тем самым вынуждаем предпринимателей выводить зарплату из тени. Высвобожденные из конвертов средства облагаются налогом и поступают в бюджет города.
- Чиновники, особенно столичные, это "крапивное семя", немало портят крови москвичам. Неужели нет способов ограничить их всевластие?
- Думаю, что противоядие найдено - вводимая с этого года система "одного окна". Она сведет к минимуму общение граждан с бюрократами.
- Вы сейчас работаете над законопроектом, который призван уменьшить количество несправедливостей и произвола - о страховании непредвиденных юридических рисков. Он ведь на ту же, антикоррупционную тему?
- Я знаю немало примеров, когда люди пострадали оттого, что своевременно не получили грамотную правовую помощь, она оказалась им не по карману. Основная идея законопроекта - включить такой механизм, как страхование. Говорят, что с каждым человеком по жизни идут трое - врач, юрист и духовник. Никого ведь не удивляет обязательное медицинское страхование. Через такую же систему каждый гражданин получит и гарантированную правовую помощь. Тогда и чиновник не посмеет чинить произвол. Оказание юридической помощи предполагается начать с наиболее незащищенных и малоимущих за счет бюджета города. Сейчас главное найти деньги, чтобы этот механизм заработал.
- Бюджет и без того каждый год "худеет" на десятки миллиардов рублей, которые отбираются в пользу центра. Городская Дума - "распорядитель кредитов". Что она может сделать, чтобы компенсировать потери?
- Мобилизовать налоговые органы на вытаскивание тех же "серых" денег.
- В том числе "пьяных"? Ведь это ваша законодательная инициатива - о лицензировании алкогольной продукции?
- Раньше так называемые пьяные деньги наполняли четверть российского бюджета. Теперь - доли процента. А пить-то меньше не стали. Выпустив джинна из бутылки, государство потеряло огромные деньги, которые оседают в чьих-то карманах. Что можно сделать, чтобы их вернуть? Регионам отданы акцизы на алкогольную продукцию. И в первую очередь с ними надо разобраться, навести порядок, чтобы больше акцизных денег поступало в бюджет города. В свое время на федеральном уровне решили не относить пиво к алкогольной продукции со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями и выяснением с экрана телевизоров, кто пойдет за "Клинским". Суть законодательной инициативы - вернуть пиво в ряды "собутыльников".
- Конституционный суд недавно отклонил иск Москвы, в котором она пыталась опротестовать статью Земельного кодекса, вынуждающую ее торговать дорогущей землей якобы по бросовым ценам. Столице с этим придется смириться?
- Наша недальновидность порой приносит немало вреда. Заложенная в Земельном кодексе совершенно нерыночная норма (может быть, когда-нибудь мы узнаем, как она появилась), ущемляет экономические интересы не только Москвы или Петербурга, но и курортной зоны, где земля тоже на вес золота, других крупных городов. А федеральный закон устанавливает максимум, по которому она может продаваться. Схема очень простая: предприятие может взять кредит, выкупить землю, продать ее, немедленно вернуть долг и оставить часть себе "на карман". Мы очень этого не хотели. И жаль, что Конституционный суд нас не поддержал. Решение его обжалованию не подлежит. Но есть еще один вариант. Когда вред, причиненный этой нормой, станет очевиден не только московским властям, может быть, ею опять заинтересуется и займется Конституционный суд. И тогда может появиться законодательная инициатива об отмене этой нормы. Остается на это уповать.
- В ближайшее время МГД будет рассматривать подготовленный исполнительной властью закон "О размещении автотранспортных средств на территории Москвы". Споры вокруг него идут жаркие. Ваше мнение?
- Помните прекрасный фильм "Берегись автомобиля"? Один из героев делит там людей на два класса: первые мечтают купить автомобиль, другие - думают, как от него избавиться. Так и в жизни. Владельцы каждый раз мучаются, как бы припарковать машину, "безлошадные" ненавидят автолюбителей, бросающих "колеса" где придется. Так пусть же закон города, именно закон, а не какой-нибудь чиновник или мужик с бляхой на автостоянке, который кладет деньги себе в карман, определит, где можно парковать машину, где нельзя, какие требования предъявляются к стоянке, на каком расстоянии от дома должна находиться выхлопная труба...
- Вы давний сторонник эвакуации автомобилей. Но у нас же этого понятия нет даже в Административном кодексе!
- Эвакуатор - средство наведения порядка на улицах. Ни в одной стране мира нет запрета на перемещение брошенного автомобиля, если он мешает движению. Во многих городах мира я видел табличку: если вы здесь оставите машину, ее увезет эвакуатор. И увозят - с любыми номерами, любых должностных лиц. Пусть не нарушают. У нас ошиблись дважды. Первый, когда эвакуацию превратили в наказание. Второй - когда исполнение этого наказания отдали людям, мягко говоря, непорядочным. В результате общественность возмутилась, и федеральные депутаты были вынуждены отменить эвакуаторы. Но проблемы-то остались, и они множатся. Поэтому эвакуаторы надо вернуть хотя бы для того, чтобы расчистить проезжую часть и сделать ее доступной. Для самих автомобилистов, для машин "скорой помощи", милиции, пожарных, такси, общественного транспорта. С разумными расценками на стоянках, ясными правилами... К сожалению, в России даже не две проблемы - дураки и дороги, а три. Третью я бы назвал правовым нигилизмом, нежеланием жить по законам.
Из досье "РГ".
В ближайшее время Мосгордума в интересах москвичей примет следующие законы:
1. "О размещении автотранспортных средств на территории города Москвы".
2. "О животных".
3. "О внесении дополнений в закон города Москвы от 14 мая 2003 года "О землепользовании и застройке в городе Москве".
4. "О защите населения города Москвы от туберкулеза".
5. "О защите права малоимущих жителей города Москвы на получение квалифицированной юридической помощи".
6. "О статусе многодетной семьи в городе Москве и мерах по ее государственной поддержке".
7. "О долгосрочной целевой программе "Жилище в рассрочку" на 2004-2008 годы".
8. "Об электронной торговле в городе Москве".