10.02.2004 00:27
Поделиться

Кредиты удвоились

Анализ динамики помех производству показывает, что в промышленности начинает формироваться новая структура барьеров роста. В начале 2004 года, говорит С.Цухло, опросы зарегистрировали явное снижение частоты упоминания факторов, сдерживающих рост производства в российской промышленности. Занимающие первые места недостаток оборотных средств и низкий спрос потеряли в январе 9 и 2 пункта соответственно. Неплатежи, некогда также входившие в лидирующую группу, мешают сейчас только 16 процентам предприятий (снижение 7 пунктов) и "пропустили вперед" нехватку квалифицированных кадров (22 процента) и низкий экспортный спрос (также 22 процента). На одном уровне с неплатежами (15-16 процентов) росту производства мешают нехватка сырья, конкуренция импорта и нехватка оборудования.

Эти данные январского опроса ИЭПП, пожалуй, впервые столь наглядно подтверждают ранее высказывавшиеся предположения о том, что нынешние высокие темпы экономического роста пока нельзя считать устойчивыми. Укрепление курса рубля давно уже вызывает озабоченность не только российских экспортеров, но и предприятий, работающих на внутренний рынок. Конечно, острота конкуренции пока несколько сглаживается дешевизной и сравнительной доступностью потребительского кредита, ослабляющего спросовые ограничения. По данным Банка России, российские банки по состоянию на 1 декабря 2003 года выдали физическим лицам кредиты на 231,444 миллиарда рублей, что почти в 2 раза больше соответствующего показателя начала прошлого года. Общая же сумма рублевых кредитов, предоставленных российскими банками предприятиям, банкам и физическим лицам, на 1 декабря 2003 года составила 1,9 триллиона рублей, или на 47,7 процента больше по сравнению с суммой рублевых кредитов, выданных на 1 января 2003 года. Характерно при этом, что наименее востребованными оказались среднесрочные кредиты - традиционный инструмент межбанковского кредитования, позволяющий банковской системе быстро приводить в соответствие объемы привлеченных и выданных ресурсов. Это не очень хорошо: ощутимое уменьшение кредитных рисков способствует ускоренному росту задолженности и уменьшает стимулы эффективного использования заимствованных средств.

Однако в краткосрочном плане предприятия получают изрядный допинг оптимизма, несмотря на сезонные трудности. Как уже говорилось, опрос ИЭПП зафиксировал, что в январе объемы продаж промышленной продукции пережили резкий сезонный спад. Он наложился на негативную тенденцию, сформировавшуюся еще в сентябре прошлого года. В результате интенсивность роста платежеспособного спроса за последние шесть месяцев снизилась на 43 балансовых пункта: с +19 процентов (лучший результат с апреля 2000 года) до 24 процентов (худший результат всего последефолтного периода). Впрочем, отмечает С.Цухло, в январе 2003 года "провал" был аналогичным. Как и год назад, сейчас продажи сокращались во всех отраслях, кроме электроэнергетики. Естественно, что все эти обстоятельства привели и к снижению удовлетворенности объемами спроса. В январе баланс оценок спроса сократился в среднем по промышленности на 7 пунктов. В предыдущие годы таких резких спадов оценок не отмечалось. Это, возможно, объясняется тем, что в сентябре-декабре 2003 года предприятия сохраняли достаточно высокий уровень удовлетворенности продажами, несмотря на замедление их роста, а затем и абсолютное сокращение. Январский сезонный провал продаж стал последней каплей - оценки все-таки упали.

По данным опроса ИЭПП, двухмесячное сокращение спроса заставило предприятия снизить и объемы производства, хотя и не в такой степени, как год назад. Как отмечает С.Цухло, сокращение производства, хотя и не такое интенсивное, как сокращение спроса, позволило предприятиям добиться большей синхронизации выпуска и продаж по сравнению с предыдущим месяцем. В декабре динамика производства опережала динамику продаж у 32 процентов предприятий, сейчас - у 27 процентов, что не сильно отличается от среднего значения первых 11 месяцев 2003 года - 25 процентов.

Несмотря на сброс выпуска, в январе опросы зарегистрировали интенсивный рост объемов запасов готовой продукции. Негативные на первый взгляд тенденции в динамике объемов запасов не привели, однако, к затовариванию складов. Более того, они привели к увеличению доли предприятий с нормальными объемами запасов до беспрецедентно высокого уровня в 62 процента, говорится в Российском бюллетене конъюнктурных опросов ИЭПП. Так много производителей, удовлетворенных своими складскими накоплениями, не регистрировалось ни разу с марта 1992 года. Баланс оценок запасов (выше-ниже нормы) в январе практически не изменился. В итоге в промышленности последние три месяца сохраняется лишь небольшой излишек запасов, что является нормальным для стран с развитой рыночной экономикой. Российские промышленные предприятия, по мнению С.Цухло, все точнее находят баланс между спросом и выпуском.

В свою очередь, помимо дешевизны кредита, это также способствует росту оптимизма. Прогнозы изменения основных показателей (спрос, выпуск, занятость), резюмируется в исследовании ИЭПП, свидетельствуют о возможности довольно интенсивного промышленного роста в ближайшие месяцы.

Во-первых, баланс прогнозов платежеспособного спроса возрос сразу на 26 пунктов. Такие оптимистичные прогнозы регистрируются в российской промышленности во второй раз с марта 1992 года. Только 7 процентов предприятий ожидают в ближайшее время снижения продаж своей продукции.

Во-вторых, баланс прогнозов выпуска подскочил (самое подходящее определение) за месяц на 32 пункта и составляет сейчас +48 процентов. Ни такого резкого изменения баланса, ни такого его значения не регистрировалось ни разу с марта 1992 года.

В-третьих, баланс прогнозов занятости возрос за квартал на 10 пунктов и достиг +8 процентов. Это лучшее значение показателя за последние три года. Сокращение персонала в ближайшие месяцы возможно только в электроэнергетике, цветной металлургии, пищевой промышленности и нефтехимии.

Отмеченный первым конъюнктурным опросом года оптимизм основан на предпосылке сохранения благоприятных условий воспроизводства. Вместе с тем вполне очевиден и экстенсивный характер роста, стимулируемого финансовой стабильностью и проводимой денежно-кредитной политикой. Эти условия являются необходимыми, но недостаточными для обретения устойчивости к возможным ухудшениям условий хозяйственной деятельности. Поэтому и надежность долгосрочных прогнозов развития экономики пока остается довольно условной.