10.02.2004 03:10
    Поделиться

    Итоги страхования-2003

    Через месяц будут подведены окончательные итоги работы российских страховых компаний в 2003 году. Ничего революционного произойти не должно: за исключением компаний, сделавших основную ставку на обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО), основные игроки на рынке сохранили свои позиции. Некоторые завершили год чуть лучше, некоторые чуть хуже. Однако это лишь видимость стабилизации рынка. Год был богат на события, которые в перспективе могут сыграть существенную, если не решающую роль в развитии отечественного страхования. За комментариями мы обратились к генеральному директору Страхового Дома ВСК Сергею Цикалюку.

     

    - Сергей Алексеевич, как вы оцениваете итоги минувшего года?

    - Итоги пока не подведены, но если судить по цифрам за 9 месяцев, то в целом темпы роста рынка сохранились - порядка 50 процентов в год. Итоговый показатель будет несколько выше - за счет ОСАГО.

    - Можно ли говорить, что сегодня страховой рынок фактически сформировался, то есть каждый страховщик занял свою нишу и рынок "поделен"?

    - И да, и нет. С одной стороны, у любого серьезного страховщика существуют постоянные клиенты. Это нормальная практика. Параллельно привлекаются и новые клиенты.

    - Однако есть и традиционные сегменты рынка. Например, ваша компания уже много лет страхует госслужащих и военнослужащих.

    - Когда 11 лет назад создавалась система обязательного государственного страхования военнослужащих и приравненных к ним лиц, мало кто хотел этим заниматься. Было сложно выстраивать систему экспертизы документов, выплат по всей стране, обеспечения сохранности конфиденциальных сведений - и все это в условиях постоянных перебоев с финансированием. Сегодня же в каждом тендере по ОГЛС участвуют до 10 страховых компаний, многие из которых даже не представляют себе особенностей этой работы.

    В 2003 году согласно Постановлению Правительства РФ многие министерства и ведомства провели тендеры по выбору страховщиков на 5 лет. Честно говоря, мы впервые столкнулись со столь жесткими и некорректными формами конкуренции. Публиковались заказные статьи, порочащие работу нашей компании, дискредитировалась созданная в стране система социальной защиты государственных служащих и военнослужащих. Впрочем, о некомпетентности заказчиков этих публикаций говорили и недостоверные факты, и абсолютное непонимание проблем обязательного госстрахования. К слову, сегодня в судах рассматривается несколько наших исков к соответствующим изданиям и журналистам.

    В рамках тендеров был и откровенный демпинг. Люди ставят перед собой цель - "взять" клиента, а уже потом думать, как его обслуживать, чем обеспечивать свои обязательства. Уверен, что и министерства-страхователи, и МАП, и Минфин должны внимательно к этому отнестись, ведь зачастую самое выгодное по цене предложение откровенно нереализуемо.

    - Военно-страховая компания сохранила своих корпоративных клиентов?

    - Мы по-прежнему будем страховать сотрудников 14 федеральных министерств и ведомств: Генеральной прокуратуры, Верховного Суда, Минобороны, ФСБ, Министерства РФ по налогам и сборам и др. Более того, в этом году мы победили в конкурсах на обязательное государственное страхование сотрудников еще трех ведомств.

    - Несколько слов, пожалуйста, о вступивших в силу поправках в Закон "Об организации страхового дела в РФ". Страховое сообщество серьезно противилось их принятию.

    - Изменения в Закон были приняты очень быстро, без должного обсуждения, и при этом они значительно отличаются от предполагавшихся изначально. При этом уже сегодня видно: ряд поправок откровенно нелогичны. К сожалению, страховому сообществу в лице Всероссийского союза страховщиков не удалось проявить достаточной настойчивости, чтобы защитить рынок от иностранных страховщиков. С точки зрения национальных интересов страны, следовало предпринимать более решительные меры - вплоть до проведения внеочередного съезда ВСС. Видимо, значительную роль тут сыграли иностранные компании, уже работающие на рынке, и их лоббисты в некоторых органах исполнительной и законодательной власти.

    В любом случае Закон принят и его необходимо выполнять. Если говорить о либерализации рынка для иностранных страховщиков, то это идея благая и мы ее поддерживаем. Не раз говорилось, в том числе и на самом высоком уровне, что наше вступление в ВТО произойдет на выгодных для России условиях, да и утвержденная в 2002 году "Концепция развития страхования в РФ" предусматривает поэтапную либерализацию национального страхового рынка. Поэтому сегодня путем принятия подзаконных нормативных актов в рамках действующего Закона должен быть выработан соответствующий механизм его применения - сроки, условия и т.д. Уверен, что необходимы стимулирующие меры, способствующие существенному увеличению капитализации российских страховщиков. Ведь в настоящее время суммарные собственные средства российских страховых компаний сравнимы с аналогичным показателем отдельных крупных западных страховщиков.

    - Какие стимулы вы имеете в виду?

    - Например, освобождение на 5 лет от налога на прибыль той части прибыли страховых компаний, которая направляется на увеличение капитализации компании. Это может быть реальной мерой поддержки для страховщиков со стопроцентным российским капиталом, которые не хотят привлекать иностранных инвесторов. Ведь за последние годы доля страхового сектора в формировании валового внутреннего продукта страны удвоилась и приблизилась к 4 процентам. В странах Запада это 10-25 процентов, и мы, я думаю, к этому идем.

    В свете задач, поставленных по удвоению ВВП, поддержка отечественного страхового рынка просто необходима.

    - Государство может пойти на это?

    - Я думаю, это вполне реально. Сегодня пост председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам занял профессиональный страховщик Владислав Матусович Резник, который в свое время предлагал ВСС обеспечить поддержку в вопросах внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс, если рынок будет открыт для иностранцев. Рынок открыт. И тем самым у страховщиков, ВСС, Государственной Думы, Минфина появляется хороший шанс во взаимодействии решить часть проблем страхового рынка.

    - Много говорится также об ограничении доступа иностранцев на рынок страхования жизни.

    - Действительно, необходим временный или постоянный мораторий для иностранных страховщиков на допуск к стратегическим видам страхования. Если говорить о страховании жизни, то здесь я бы обозначил срок 8-10 лет.

    Мне представляется, что важнее даже не то, что эти длинные инвестиционные деньги в руках иностранцев неизбежно будут работать не на экономику России. Если у человека средства инвестированы в накопительный полис зарубежного страховщика, то что его будет заботить? Он будет думать об устойчивости экономики, валюты, политической системы того государства, где инвестированы его средства. Вы знаете, можно бесконечно обсуждать, каким будет новый учебник истории, чтобы он воспитывал патриотизм, нес национальную идею. Но человек будет озабочен ситуацией в той стране, где у него есть собственность, сбережения. Это нормальная человеческая реакция, и тут нет ничего удивительного. А вот задача государства - влиять на этот процесс.

    - Помимо жизни, к "стратегическим видам страхования" относится страхование предприятий ВПК?

    - Страхование - это вид экономической деятельности, создающий благоприятные предпосылки для абсолютно легального сбора практически любой информации о страхователе и объекте страхования. Естественно, под стратегическими видами я подразумеваю в первую очередь страхование оборонного комплекса, транспортировки военной техники и вооружений, в том числе за рубеж, страхование важных объектов жизнеобеспечения. Не хотел бы излишне драматизировать ситуацию, но вполне возможно, что уже в ближайшие годы у нашей страны не останется никаких секретов.

    Впрочем, можно и нужно посмотреть на вопрос еще шире. Наши компании все активнее выходят на международные рынки. Это сырьевики, металлурги, химики, продовольственные холдинги и т.д. Они конкурируют с зарубежными компаниями и не заинтересованы в утечке за рубеж своей внутренней информации. Очевидно, что сегодня бизнес все чаще задумывается о проблемах информационной безопасности. И в чистом виде российская страховая компания здесь получает свои преимущества.

    - Не могу не спросить про ОСАГО. Как вы оцениваете первые результаты?

    - Какие результаты? О реальных результатах можно будет говорить только года через три. А сегодняшние многочисленные попытки использовать этот хороший проект в политических целях в принципе порочны. Хотя, они могут оказаться и результативными. В любой полемике (особенно предвыборной) любой страховщик всегда проиграет любому политику. Ведь страховщик привык отвечать за свои слова. Работа у нас такая.

    Поделиться