10.02.2004 00:40
Поделиться

Акценты в рыночном духе

Повышение эффективности и функциональной роли банковского сектора в экономике России - это основа "Стратегии развития банковского сектора РФ в 2004 году и на период до 2008 года", - заявил первый заместитель председателя Центробанка Андрей Козлов на экономическом форуме в Цюрихе.

Отметим, что разработка "Стратегии банковской системы" отняла у банковского сообщества не один год. Первоначальный ее вариант был утвержден Правительством России в конце 2001 года. Через год начался очередной этап работы по доработке, внесению изменений и дополнений в документ, хотя "Стратегия", по словам А. Козлова, - "документ политический, концептуальный, и он не может быть по определению детальным во всем. Он задает идеологию, направление движения и ставит приоритеты и ориентиры". Одной из основных причин переделок документа, отметил А. Козлов, явилось то, что предыдущий вариант был написан, а вернее, рассчитан на исправление послекризисной ситуации в банковской сфере, что сегодня необходимо было поменять и расставить новые акценты при определении целей и задач. Что касается государственной политики в отношении банковского сектора, то она должна базироваться на сохранении и укреплении рыночных начал деятельности кредитных организаций.

Как заявлено в "Стратегии", государство постепенно перестанет заниматься капитализацией банков. Основной проблемой оценки целесообразности участия государства в капитале банков является отсутствие задач, которые они должны решать в рамках проводимой государственной экономической политики, равно как и отсутствие контроля за деятельностью таких кредитных организаций со стороны государства. При этом будет ограничено финансирование государством процесса реструктуризации банковской системы, за исключением тех банков, ликвидация которых может привести к серьезным экономическим и социальным последствиям и издержкам. И, в частности, в свете требований ФАТФ прописан ряд мер, которые помогут предотвратить использование кредитных организаций для проведения противоправных операций и сомнительных сделок, включая отмывание доходов.

В документе предусмотрено и создание условий для развития конкурентной среды в банковском секторе. Для решения этой задачи нельзя создавать условия, при которых банки принимают коммерческие решения под влиянием политического давления или воздействия на них каких-либо других хозяйствующих субъектов. Необходимо усилить и антимонопольный аспект как на региональном, так и на федеральном уровнях. В частности, усилить контроль за банками, которые занимают лидирующее положение на отдельных сегментах рынка. Обязать банки ежеквартально публиковать отчеты о финансовых результатах, а также о других ключевых показателях.

"Стратегия" отказывает банкам и в льготах по линии налогообложения. Правда, оговариваясь при этом, что условия налогообложения кредитных организаций должны быть равными другим хозяйствующим субъектам.

Документ предусматривает стимулирование обслуживания банками населения, малого и среднего бизнеса, развитие новых сегментов рынка банковских услуг, ориентированного на конечного потребителя. Речь идет в первую очередь о потребительском кредитовании и ипотеке, что сегодня мало развито из-за высоких ставок по предоставляемым кредитам. Большой упор делается и на сохранность сбережений граждан, правда, в несколько необычном ракурсе. В документе мало говорится о степени защиты средств вкладчиков, наверное, подразумевается, что этим будут заниматься не банки, а соответствующее агентство. Зато много сказано о необходимости привлечения сбережений граждан в банковскую сферу с тем, чтобы обеспечить кредитные вложения в экономику для быстрого развития последней.

Приходится констатировать тот факт, что нынешний вариант "Стратегии" на самом деле мало чем отличается от предыдущего. Банкиры поспешили выразить свое недовольство документом, сетуя на то, что в документе недостаточно отражены меры, направленные на повышение конкурентоспособности российских банков по сравнению с их зарубежными "коллегами". Как заявил А. Козлов, банкиры уже направили довольно-таки большое количество своих замечаний и предложений, которые могут быть рассмотрены, но уже после заседания Правительства.