Сочи. Билет в одну сторону

Нашумевшая недавняя массовая высылка на «историческую родину» таджикских нелегалов, отловленных в разных районах края (только в Сочи в одном месте взяли 23 человека) и отправленных в Душанбе самолетами, вызвала неоднозначную реакцию у местного населения. «Эдак мы разоримся, если все время будем делать высылки за казенный счет», – говорили многие. Властям пришлось делать комментарии: теперь депортации будут оплачивать и диаспоры, покупая обратные билеты «своим». Таким образом, видимо, создается некая саморегулирующаяся система: «легальные» иностранцы должны сами отсеивать «нежелательные элементы» и вести на родине соответствующую пропаганду. Мол, не суйтесь сюда, нам, «здешним», это дорого обойдется.

Но за процессом все равно наблюдать надо. Причина прозаическая: в крае, особенно в его южных районах, наблюдается переизбыток приезжих. Столько рабочих рук региону сегодня не нужно. Чем будут заниматься «лишние люди», если нечем заработать? Самый «популярный» путь известен: воровать, мошенничать, продавать наркотики.

За тем, чтобы мигрант не спрятался и не стал нелегалом, сегодня следит целый ряд служб, относящихся к Министерству внутренних дел. Это и паспортно-визовые отделы, миграционные служба и инспекция, институт участковых. В минувшем году Краснодарский край, так же как Москва и Московская область, стал экспериментальной площадкой, где испытывались различные механизмы по регулированию миграционных процессов. Одна из целей эксперимента – сбор материала, который мог бы лечь в основу региональных законодательных актов. Они будут неким «промежуточным звеном» до принятия федерального миграционного кодекса, выработка коего – дело практически решенное. Но пока чувствуется, что нехватка законодательной базы в чем-то тормозит работу служб, и они пребывают в ожидании структурных перемен, которые (в этом уверены все) наступят довольно скоро.

– Сейчас готовится закон о депортации, – говорит заместитель начальника отдела управления по делам миграции ГУВД Краснодарского края Алексей Захаренко. – Там все будет четко расписано – кто и чем занимается. А пока мы сами нарабатываем механизмы, выпускаем методички, а потом на основе практики доводим их до ума. Скажем, работа с иностранными гражданами должна происходить в основном в пунктах иммиграционного контроля – на пограничных КПП, в аэропортах, морских вокзалах. Но жизнь показала, что этого недостаточно – нужно «выходить» в города, заниматься административной практикой.

Значительная часть мигрантов уже осознала, что «напор» будет нарастать. В минувшем году только в Сочи около 700 человек решили добровольно легализоваться, получить документы на временное проживание. Большинство из них приехали сюда частным образом, почти все занимались предпринимательской деятельностью. «Добровольцам» пошли навстречу. Хуже пришлось тем, кто предпочел скрываться, – 139 человек были депортированы из «летней столицы» по решению суда.

Впрочем, «дыры» в законодательстве дают себя знать. Совсем недавно, в частности, был случай, когда выдворенная гражданка Грузии вернулась в Сочи с паспортом, выданным на другую фамилию. И вроде бы ничего не сделаешь – личность до боли знакомая, а документы подлинные. Получается – новый человек приехал, «чистенький». У американцев бы номер не прошел – они «пальчики» снимают. У нас же такая процедура в отношении иностранцев пока не в ходу. Как показывает этот случай – зря. Есть у нелегальных мигрантов и такое «ноу-хау»: приехать под видом отдыхающего или «на лечение», а по окончании отпуска – «потеряться».

Отдельная тема – легальная трудовая миграция. Это дело может быть весьма прибыльным для «принимающей стороны». В том же Сочи в прошлом году от работодателей только за оформление привлеченной рабочей силы в бюджет было перечислено 14,5 миллиона рублей. А сверх этого фирмами и предприятиями (иностранцев здесь нанимают 87 структур) платятся и пошлины, и налоги.

По количеству трудовых мигрантов, прибывающих в Сочи и Туапсинский район, лидируют страны ближнего зарубежья. Это прежде всего Украина, Армения, Молдавия и Грузия. Дальнее зарубежье представлено в основном жителями республик бывшей Югославии и турками. Последние, кстати, как рассказывают милиционеры, очень любят «растворяться». Приезжают вроде бы для определенного дела и в определенное место, а потом их находят и в другом месте, и за другим делом. А вот бывшие югославы в массе своей законопослушны, работают, как правило, на стройках и хлопот не доставляют.

В свое время немало говорилось и писалось о том, что в Сочи вот-вот появится депортационный центр. Но, похоже, с прогнозами поторопились.

– То, что в этом году такой центр появится – очень реально, – говорит начальник отдела миграционной инспекции по Сочи и Туапсинскому району Юрий Старшиков. – Но есть много возражений, в том числе и от депутатов. Их смысл таков: нужно ли открывать центр в Сочи. Может, стоит сделать его поближе к Керчи, где идет самая массовая миграция – украинская. Могут возникнуть и другие варианты – их будет рассматривать руководство нашего управления. В общем, вопрос пока остается открытым.