11.02.2004 00:30
    Поделиться

    Инвентаризация недвижимости

    Два различных взгляда на проблему представят Минэкономразвития в лице первого замминистра Андрея Шаронова и Госстрой - докладывать будет первый зампред комитета Николай Маслов. Обсуждение обещает быть захватывающим - конфликт интересов вокруг реформы нешуточный, в него втянута масса госструктур, включая, например, МАП и Генпрокуратуру.

    О сути разногласий "РГ" писала неоднократно. После того, как в 2000 году Правительство наделило Госстрой функциями по назначению организаций, уполномоченных проводить госучет и техинвентаризацию недвижимости, ведомство начало активно перестраивать существовавшую до того систему. Подчиненные местным властям БТИ Госстрой попытался переподчинить своему подведомственному предприятию ГУП "Ростехинвентаризация".

    В большинстве регионов БТИ - крупные, хорошо оснащенные предприятия, к тому же - высокорентабельные, перечисляющие львиную долю прибыли в бюджеты субъектов. С развитием рынка недвижимости их роль (и "весовая" категория по части финансов) только растет. Поэтому понятно, что предложение Госстроя (по словам Николая Маслова, создается единая федеральная система) энтузиазма среди губернаторов, мягко говоря, не вызвало.

    Тогда Госстрой фактически отказал в лицензировании муниципальным БТИ и сосредоточился на развертывании собственной сети филиалов "Ростехинвентаризации". Сегодня "расклад" примерно таков: "Ростехинвентаризация" обслуживает около 15 процентов населения и предприятий России. В Краснодарском крае, по данным Госстроя, открыто 47 филиалов "Ростехинвентаризации", реально работает один. На Ставрополье из 20 филиалов действуют тоже единицы. "Старые" же БТИ в большинстве субъектов страны полномочий на свою деятельность от Госстроя получить не могут. Руководство Госстроя регулярно во всеуслышание заявляет, что муниципальные БТИ "ликвидируются", а выданные ими справки считаются "недействительными". Где-то (например, в столице) местные руководители удерживают ситуацию, и муниципальные БТИ продолжают спокойно работать. Но в большинстве случаев такая неразбериха не на пользу ни сбивающемуся с ног населению, ни власти.

    Любопытно, что и экономическая составляющая такой реорганизации не срабатывает. Начиная атаку на муниципальные БТИ, Николай Маслов обвинял их в завышении расценок на услуги. Действительно, очереди и высокие тарифы имеют место. Однако и с "Ростехинвентаризацией" не обошлось без скандалов: когда, например, за инвентаризацию недвижимости железнодорожного ведомства было запрошено сначала около 8 миллиардов рублей, а после вмешательства Федеративного союза инвентаризаторов цена упала сразу втрое...

    Признаки нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Госстроя усмотрел МАП. Здесь работает комиссия, проверяющая многочисленные обращения из регионов, жалующихся, что "Ростехинвентаризация" практически пытается ввести монополию на инвентаризационную деятельность.

    Завтра дальнейшими изменениями в системе инвентаризации вплотную займется Правительство. Интересно, что разрешиться ситуация может самым неожиданным образом. Дело в том, что Минэкономразвития подготовило (в рамках административной реформы) предложение, по которому функция учета недвижимого имущества (в перспективе речь идет о едином объекте, включающем здание с земельным участком) останется в ведении государства. То есть будет вестись единый федеральный учет, хотя в Минэкономразвития не исключают передачи таких функций субъектам Федерации. Что касается инвентаризации, ее предполагается доверить коммерческим организациям, чтобы с помощью конкурентной борьбы решить вопросы плохой организации и высоких расценок. Кроме того, Минэкономразвития предлагает максимально упростить порядок регистрации прав на недвижимое имущество. Обязательная сегодня инвентаризация должна будет проводиться по желанию правообладателя и не являться непременным условием при регистрации прав.

    Поделиться