11.02.2004 00:10
    Поделиться

    В эфире - 11 февраля

    Контракт со смертью ***
    Россия
    0:30-3:00

    Триллер с намеком на антиутопию от Дмитрия Астрахана, фильм переходного периода. Был снят в период, когда на смену времени постперестроечной чернухи и малобюджетному киношному дурновкусию уже поспевала эпоха нового русского кинематографа, продолжающаяся и поныне. Молодой хирург заключает устный договор с нездоровым на голову депутатом Госдумы, организовавшим санаторий "Милосердие". Оздоровительное учреждение на самом деле служит фабрикой органов, которые против своей воли поставляют ни о чем не подозревающие проститутки и бомжи. Хирург тоже долгое время не понимает, чем занимается, однако, когда прозрение наступает, все-таки берет в руки оружие, которое поворачивает против депутата-маньяка и его циничных помощников.

    Фаустианские мотивы, вроде бы призванные Астраханом для того, чтобы превратить страшненькую сказку в многозначную картину, не помогают режиссеру отделаться от "чернушного" духа. Пусть и обладая чертами антиутопии, картина слабо намекает на искомую нонконформистскую метафору, которую Астрахан хотел бы видеть в своем сюжете. Тем более что сама повествовательная линия не особенно-то и выдуманная - именно в 90-х Россия занимала одно из первых мест в мире по черному экспорту человеческих внутренностей.

    Кстати, вчера, говоря о небольшом сюжетном заимствовании из О.Генри, которое допустил режиссер фильма "Шик" Бахтиер Худойназаров, мы затронули тему плагиата сюжетов. Продолжим ее теперь - в прошлом году в российский прокат вышел фильм Стивена Фрирза "Грязные прелести", в котором одну из главных ролей сыграла Одри Тоту. Сюжет фильма по какому-то странному стечению обстоятельств опирается на те же "точки", что и астрахановский ужастик, только пространство санатория расширено до всего Лондона. Нет, конечно, вряд ли можно предположить, что модный англичанин Стивен Фрирз за четыре года до съемок имел возможность ознакомиться с российско-белорусским фильмом категории "Б". Наверное, это просто "бродячий сюжет", который приходил в головы многим сценаристам независимо друг от друга. Да, наверное, так и есть.

    Особо опасные***
    НТВ,
    12:35-14:35

    Дневной эфир центральных каналов продолжает держать курс на классику советского кинематографа, который умел воспитывать актеров, способных вытянуть самый пропащий сюжет. Сегодня - лента Суламбека Мамилова из старой жизни, приключенческий фильм об эпохе НЭПа. В южном городе происходит цепь криминальных событий - убивают известного врача и его жену, похищают свидетеля преступления. Происходит диверсия на заводе. Во всем оказывается виновата белогвардейская сволочь, бывший поручик, который выдавал себя за честного коммерсанта-нэпмана: его выводят на чистую воду героические чекисты. Посмотреть это кино стоит не только ради занятых в нем Зиновия Гердта, Льва Дурова, Бориса Невзорова и совсем юной Татьяны Друбич. Еще двадцать лет назад этот фильм однозначно воспринимался бы как идеологически выверенный экскурс в мятежное прошлое страны. Сейчас же это изделие одесской киностудии - рельефный слепок менталитета брежневских времен, на примере которого можно проследить, насколько сильно изменилось наше общественное сознание на протяжении мятежных 80-90-х.

    Звездочки означают: **** - шедевр, *** - не пропустите, ** - если нечего делать, * - лучше погулять.

    Поделиться