12.02.2004 04:50
    Поделиться

    Банковские диалоги

    Он привел данные, что в развитых западных странах активы банковского сектора составляют 400 процентов ВВП, а в странах Центральной и Восточной Европы - 100 процентов ВВП. "Без банковского сектора нам не обойтись при достижении роста экономики, ведь именно он должен обслуживать ее растущие потребности", - настраивал министров на обсуждение банковской стратегии Касьянов. Правительство должно обеспечить реализацию мер, которые позволят банковскому сектору развиваться в 3 раза быстрее, чем экономика в целом, заметил он. Правда, глава Центробанка Сергей Игнатьев все же не согласился с премьером: " Я, может быть, выскажу крамольную мысль, но не считаю, что рост банковского сектора должен происходить такими темпами".

    - Вы сказали, что в стране не должно быть тысяч банков, - продолжал Игнатьев. - Но никто не знает, сколько их должно быть. Этот вопрос может решить только рынок.

    - А зачем записали требования о минимальном размере капитала банков в пять миллионов евро? - спросил Касьянов.

    - Вот, записали, - развел руками глава Центробанка.

    Касьянов тут же заметил, что банковский капитал, к примеру, Ситибанка и Дойче-банка, больше, чем в России. Этим и объясняется то, что каждый третий кредит- зарубежный.

    - Для банков это плохо, а для реального сектора экономики, может быть, хорошо, - заметил Игнатьев. Но на его ответ у Касьянова сразу же возник вопрос, насколько это хорошо для ЦБ. Игнатьев так и не нашелся, что ответить Касьянову.

    Ответ на него глава Правительства высказал сам: "В России издержки высоки, поэтому и кредиты берут за рубежом".

    Законом "О банках и банковской деятельности" предусмотрены в нашей стране только два вида присутствия зарубежных кредитных организаций: открытие нерезидентами в России дочерних банков и представительств. Между тем в документах, регламентирующих деятельность Центробанка, содержится формальное положение, наделяющее его правом контроля за филиалами зарубежных банков. Именно об этом и спросил вчера глава кабинета министров основного докладчика - первого заместителя министра финансов Алексея Улюкаева: какие законодательные ограничения существуют на банковоском рынке для участия иностранного капитала? Улюкаев признал, что противоречия есть, и пообещал, что в новой редакции банковской стратегии эта коллизия в российском законодательстве будет устранена и банки-нерезиденты не смогут открывать в России свои филиалы. Кроме того, планируется уточнить и сроки выхода государства из капитала банков как крупных российских, так и зарубежных "дочек". Помимо этого будут проработаны моменты, касающиеся вопроса о том, на кого будут возложены функции корпоративного ликвидатора. Ранее предполагалось, что их будет выполнять Агентство по страхованию вкладов.

    Другой вопрос, по которому велась острая дискуссия, был о снижении норматива отчислений в Фонд обязательного резервирования (ФОР). Банковское сообщество неоднократно обращалось к властям с просьбой снизить этот норматив, поскольку высокие требования ЦБ не позволяют российским банкам конкурировать с западными финансовыми институтами. Касьянов спросил Улюкаева, в чем проблема снижения ставки. На что первый заместитель министра финансов признал, что нормативы, конечно же, должны быть снижены, но производить это надо по мере стабилизации макроэкономической ситуации. На это заявление финансиста Михаил Касьянов заметил: "А сейчас она стабильна?"

    - Относительно, - ответил Улюкаев, чем окончательно раззадорил премьера.

    - Относительно чего? - спросил глава Правительства.

    - Например, в прошлом году инфляция была 12 процентов, - попытался парировать первый заместитель министра финансов.

    - А что, ЦБ и Минфин не контролируют инфляцию? - спросил Касьянов. - Вы три года рапортуете, что держите ситуацию под полным контролем. И я с вами согласен. Мы до сих пор применяем устаревшие методы денежно-кредитной политики. Еще два года назад вы обещали вводить новые методы, а до сих пор ничего не сделано, - сказал глава кабинета министров. Поддержать его решил министр экономического развития и торговли Герман Греф, спросив, чем Минфин может объяснить нежелание снизить ставку ФОРа. "Какие экономические последствия этого снижения вы видите?" - спросил Греф Улюкаева. Первый замминистра финансов заметил, что снижение может существенно сказаться на финансовой ситуации. В частности, привести к увеличению денежной массы и инфляции.

    Тем не менее его объяснениям кабинет министров не внял и поручил более четко прописать конкретные сроки снижения норматива отчислений в ФОР в новой редакции банковской стратегии. С этим согласился и глава Центробанка Сергей Игнатьев. "Мы обещали и обязательно выполним. Правда, сейчас момент не очень подходящий для этого" , - заметил Игнатьев. "Сделайте это через два-три месяца",- подвел черту глава кабинета министров.

    Поделиться