В развитых странах именно парламенты заинтересованы в успешной работе органов финконтроля - результаты проверок оппозиция может использовать в политических целях. Вот и в России парламентарии решили предложить свой вариант реформы системы государственного финансового аудита.
- Практикующаяся у нас сейчас модель финансового аудита, сохранившаяся еще с советских времен, дает ответ на вопрос: "На что были потрачены бюджетные деньги?", но не дает ответа на вопрос: "Какова эффективность этих расходов?", - рассказал "РГ" председатель Комиссии СФ по взаимодействию со Счетной палатой РФ и один из авторов упомянутой реформы Сергей Агапцов.
По данным ООН, Россия находится на 75-м месте в мире по масштабу государственных расходов на здравоохранение, а вот по качеству медуслуг - лишь на 130-м. По словам Сергея Агапцова, такие примеры доказывают, что в России назрела необходимость создания принципиально новой системы государственного финансового контроля.
- Аудит эффективности, ориентированный на проверку целесообразности и экономности расходования государственных средств, существует почти во всех развитых странах. А вот Россия - пока исключение из их числа, - говорит Сергей Агапцов.
В нашей стране, где бесполезная растрата бюджетных средств считается неотъемлемой частью национального колорита, до сих пор нет законодательно установленной системы государственного финконтроля. Контрольные функции сосредоточены в основном внутри исполнительной власти - например, у министерств имеются собственные органы проверки, отслеживающие внутреннюю текущую финансовую деятельность. Таким образом, исполнительная власть как бы "проверяет" сама себя. Парламентарии хотят "перебросить" часть полномочий главному органу парламентского контроля - Счетной палате.
- При нынешней системе трудно рассчитывать на получение объективной информации. Контролирующих организаций много, а их результативность невысокая. Что касается Счетной палаты, то законодательство ограничивает ее возможности по проведению полноценных проверок эффективности использования государственных средств, - говорит Сергей Агапцов.
Многие сенаторы предлагают принять закон "О государственном финансовом контроле в РФ", который бы четко разграничил полномочия между органами внешнего (парламентского) и внутреннего госконтроля, оптимизировал бы их численность, регламентировал сроки и порядок проведения контрольных мероприятий. Но главная задача этого закона заключается в создании адекватной современным требованиям системы учета, которая включала бы в себя отчетность органов исполнительной власти об эффективности расходования ими государственных средств. По словам Агапцова, критерии экономической эффективности государственных расходов уже разработаны в развитых странах мира, и Россия могла бы использовать их опыт. Как сообщил "РГ" председатель Комиссии СФ по взаимодействию со Счетной палатой РФ, проект упомянутого закона уже разработан сенаторами и вскоре после обсуждения на заседании Ассоциации контрольно-счетных органов РФ он будет направлен на рассмотрение в Госдуму.
Впрочем, вряд ли есть надежда на то, что закон о госфинконтроле будет быстро принят: аппарат исполнительной власти в этом совершенно не заинтересован. А у традиционно слабого российского парламента может и не хватить сил для того, чтобы инициировать эту реформу. Госдума, например, уже два года отказывается рассмотреть поправки в законодательство, касающиеся усиления роли Счетной палаты РФ. Да и внутри самого этого контрольного ведомства не все ладно - независимость некоторых аудиторов вызывает сомнения.
Как всегда, парламентарии возлагают свои надежды на Президента. На заседании Ассоциации, вероятно, будет подготовлено специальное обращение к главе государства с просьбой обратить пристальное внимание на систему государственного финансового контроля.