Один из непростых вопросов - введение на территории Республики Беларусь российского рубля и последующего перехода на единую валюту. Это, мы считаем, приемлемо только при выполнении остальных мероприятий по созданию единого экономического пространства, в том числе по обеспечению равных условий в ценовой политике, урегулированию отношений в косвенном налогообложении, дальнейшей унификации законодательства, формированию единого рынка ценных бумаг. Чтобы избежать после введения российского рубля возможных нежелательных последствий для белорусской экономики, наше Правительство предложило российским коллегам подписать шесть соответствующих соглашений. По многим позициям удалось найти общий подход и наметить план действий по решению существующих проблем.
Идет также напряженная работа по преодолению разногласий, возникающих на уровне субъектов хозяйствования. Согласовывается создание совместного газотранспортного предприятия и ряд других вопросов.
Наличие порой различных точек зрения на те или иные аспекты союзного строительства ни в коем случае не означает, что в белорусско-российских отношениях происходит откат. У лидеров двух государств есть политическая воля и настойчивость, чтобы закрепить избранное направление развития интеграционных процессов. Президенты Александр Лукашенко и Владимир Путин считают задачу построения Союзного государства приоритетной и едины в том, что, исходя из взаимных интересов, можно договориться по самым сложным проблемам. Это подтвердило время, минувшее после подписания президентами в декабре 1999 года Договора о создании Союзного государства и программы действий по реализации его положений.
Немало удалось сделать прежде всего в укреплении взаимовыгодного сотрудничества в экономической сфере. Беларусь сотрудничает со всеми субъектами Российской Федерации.
По итогам 2003 года товарооборот между нашими странами, по предварительным подсчетам, превысил 12 млрд. долларов, что на 25 процентов больше, чем в 2002 году. Мы являемся вторым после Германии торговым партнером России. Это самый большой объем взаимной поставки продукции среди бывших советских республик.
Из бюджета Союзного государства финансируется более тридцати совместных программ. Ряд союзных проектов производственного и научного характера уже дал хорошие практические результаты. Экономические и хозяйственные выгоды принесли Беларуси и России, к примеру, программы "Союзный телевизор" и "Развитие дизельного автомобилестроения", о которых газета "СОЮЗ. Беларусь - Россия" обстоятельно рассказывала. Укрепляется сотрудничество в области космических технологий. В декабре минувшего года Совет Министров Союзного государства утвердил союзную программу "Разработка и использование перспективных космических средств и технологий в интересах экономического и научно-технического развития Союзного государства" ("Космос СГ"). Белорусские и российские научно-технические центры будут совместно создавать технику космического назначения. Немаловажен и социальный аспект реализации союзных программ. Создано свыше 400 тысяч новых рабочих мест, а это значит, что у сотен тысяч людей, получивших работу, для которой необходима, как правило, высокая квалификация, появилась уверенность в завтрашнем дне.
Есть подвижки и по таким направлениям союзного строительства, как обустройство общей внешней границы, обеспечение коллективной безопасности, развитие таможенной инфраструктуры пограничных пунктов на территории Республики Беларусь. Белорусскими и российскими парламентариями совместно определены и поэтапно осуществляются необходимые меры по взаимному сближению национальных законодательств, прежде всего в целях создания равных условий субъектам хозяйствования, координации налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики, урегулирования отношений в социально-трудовой сфере.
Хотя в последние годы исполнение Программы действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства шаг за шагом наполняется реальными делами, впереди еще много напряженной работы, в том числе по созданию общих "правил игры" для экономики, обеспечению равных прав граждан. Сторонники интеграции зачастую чрезмерно эмоционально воспринимают препятствия, которые приходится преодолевать двум государствам, высказываются за форсирование объединительного процесса. Однако может ли спешка, как и промедление, принести пользу? Становление межгосударственного объединения нового типа потому и идет поэтапно, что формы, темпы и глубина взаимовыгодного сотрудничества избираются с учетом взаимной готовности и заинтересованности двух сторон. А достижение баланса национальных и общих интересов - дело непростое. Оно требует не только серьезных политических, экономических и социальных проработок, но и четкого конституционного алгоритма союзного строительства.
Оба государства за последние годы вышли на такой уровень союзнических отношений, что для движения вперед определяющее значение имеет принятие Конституционного акта Союзного государства. Закрепив государственное и правовое устройство нового, поистине уникального межгосударственного объединения, он даст возможность органам Союзного государства нормально функционировать и последовательно решать интеграционные проблемы.
Каковы же основополагающие принципы и ключевые положения этого важнейшего для союзного строительства документа?
Перед новым составом белорусско-российской комиссии по подготовке проекта Конституционного акта, сопредседателем которой я являюсь, на заседании Высшего Госсовета в январе прошлого года была поставлена конкретная задача: завершить разработку проекта в сжатые сроки. Вместе с группой белорусских и российских экспертов комиссия тщательно изучила ранее подготовленные материалы, обобщила ценные предложения, которые отвечают интересам обоих государств и интересам Союзного государства. Основательно выверялись все формулировки, коллективно анализировались и обсуждались спорные положения, проводились консультации по наиболее важным вопросам. При этом мы учитывали не только мнения политиков и специалистов по юриспруденции, но и широкого круга наших граждан, позицию массовых общественных организаций, мировой опыт государственного строительства. На заседаниях комиссии рассмотрено 175 предложений и замечаний членов комиссии, 93 из них учтены.
В результате такой конструктивной работы был оперативно подготовлен проект Конституционного акта, который состоит из восьми глав и шестидесяти восьми статей. Он полностью соответствует Договору о создании Союзного государства, согласуется с целями Устава Организации Объединенных Наций и основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права.
В ряде случаев проект конкретизирует и дополняет договор, не выходя за его рамки. К примеру, по сравнению с договором в проекте Конституционного акта содержится более широкий круг прав граждан Союзного государства, обеспечиваемых на союзном уровне, в том числе право на труд, образование, социальное обеспечение, право участвовать в управлении делами Союзного государства, избирать и быть избранным в его органы. Установлено, что Союзное государство имеет свою символику, территорию, собственность, единую денежную единицу. Республика Беларусь и Российская Федерация как субъекты Союзного государства сохраняют свой суверенитет и независимость.
Как это будет обеспечиваться? Предусмотрен следующий механизм. Органы Союзного государства формируются по принципу равенства входящих в него представителей. Беларусь и Россия сохраняют свои конституции, системы органов государственной власти, свои правовые системы, атрибуты государственности, остаются субъектами международного права, имеют возможность выхода из состава Союзного государства.
Не дает оснований для опасения установленная проектом Конституционного акта передача части компетенции национальных органов государственной власти союзным: это общемировая практика объединительных процессов. По вопросам исключительного ведения Союзного государства будут приниматься обязательные для обоих государств законы и декреты, а по вопросам совместного ведения Союзного государства и его субъектов - правовые документы, на основании которых будут приниматься национальные законы.
Руководство Союзным государством решено сохранить за Высшим Государственным Советом, хотя высказывались и предложения о постах президента и вице-президента. Органами Союзного государства будут двухпалатный Парламент, Совет Министров, Счетная палата и Суд. В Высший Госсовет, Палату Союза Парламента и Совет Министров войдет равное количество представителей двух стран. Установлена также доля представительства в Палате представителей Парламента, Счетной палате и Суде.
Четко определен механизм принятия решений управленческими органами Союзного государства. Решения Высшего Госсовета должны быть подписаны главами двух государств. Если у одного из них есть возражения, то решение не принимается. Таким же образом будет осуществляться процедура вступления в силу законов, принятых союзным Парламентом. Для принятия решений Совета Министров Союзного государства также необходимо единогласие глав правительств Республики Беларусь и Российской Федерации. Предложенный порядок принятия решений остальными органами Союзного государства гарантирует, что каждое государство имеет достаточное количество голосов для блокирования неприемлемого для него решения. Конституционный акт, законы и другие союзные нормативные правовые документы будут обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами на территории Союзного государства.
Закономерен вопрос: а как быть, если между законами Союзного государства и национальными законами возникнут расхождения? Верховенство в таком случае за нормами закона или декрета Союзного государства. Если же те или иные вопросы не в союзной компетенции, то они регулируются и регламентируются в соответствии с национальным законодательством. Таким образом, Конституционный акт не ущемляет суверенитета Республики Беларусь и Российской Федерации, позволяет сохранить их национальные интересы, разграничить полномочия наднациональных и национальных органов власти. Он даст возможность Союзному государству нормально функционировать и развиваться. Предусмотрено, что его участниками могут стать и другие государства.
После рассмотрения и одобрения Высшим Государственным Советом проект Конституционного акта будет направлен на рассмотрение в национальные парламенты, потом пройдет проверку на параллельном референдуме в Беларуси и России. В случае положительных итогов всенародного волеизъявления потребуется внести коррективы в национальные конституции по вопросам передачи отдельных полномочий Союзному государству, создания наднациональных органов, введения законов и декретов прямого действия, образования единого эмиссионного центра.
По мнению белорусско-российской комиссии, разработанный проект Конституционного акта соответствует основным требованиям сегодняшнего дня. Он четко и недвусмысленно отвечает на два главных вопроса: что такое Союзное государство и каковы механизмы его жизнедеятельности. Выражаясь фигурально, Конституционный акт станет фундаментом, который позволит сделать наш союзный дом надежным и долговечным.
Динамика интеграционных процессов при всех естественных трудностях очевидна. Жизнь свидетельствует, что заинтересованность определенных политических сил в дестабилизации белорусско-российских отношений не находит поддержки. У большинства населения наших стран здравый взгляд на перспективы интеграции. Востребованность дальнейшего сближения двух государств - это тот ресурс, который позволит Беларуси и России преодолеть все сложности на пути единения и построить эффективное Союзное государство.