Впрочем, слово «просят» не совсем точное. Они просто бросаются под колеса машин и требуют денег. Причем доброхот, который протянет им булочку или пирожок, ошибется: продукты, как правило, их не интересуют. Им деньги подавай. Собранную выручку они по нескольку раз в день сдают взрослым, базирующимся где-нибудь неподалеку.
Согласно статистике, в 2003 году подростковая преступность в России пошла на убыль. Но проблема детей, которые совершают преступления, бродяжничают и собирают подаяние, осталась.
Во время одного из милицейских рейдов по Кировскому рынку в Самаре был обнаружен ребенок шести лет. Он стоял за прилавком на месте продавца, а взрослые, почуяв «облаву», скрылись. На вопросы правоохранителей мальчуган отвечал односложно: «Торгую один, больше ничего не знаю». Спустя несколько минут парнишка согласился показать, где живет. Вместе с милиционерами проследовал на свалку, где из картона, старой мебели и металлолома и был оборудован импровизированный «дом».
Обитателями его оказались двое жителей Таджикистана, нелегальные иммигранты, которые имели на руках паспорта своей страны и … семь свидетельств о рождении детей. Из детей в наличии был только один. На вопрос о том, зачем они сюда приехали, ответ, как правило, один: на родине работы нет, есть нечего. Также хозяин не мог сказать определенно, где его дети, чем они занимаются и зачем он, собственно, привез их с собой? И этот ответ известен заранее: дети делают деньги, выпрашивая их у прохожих на улицах города.
Упомянутая «хижина», кстати, оказалась на свалке не единственной. Там же, поблизости, находились еще пяток таких же землянок. Милиция борется с ними время от времени, но поток мигрантов приводит к тому, что они просто меняют местоположение своих поселений, но возвращаться на родину не хотят.
Справедливости ради надо сказать, что есть в Самаре и «отечественные» беспризорники. Однажды убежав от родителей и почувствовав вкус «вольной» жизни, подростки пополняют легион попрошаек или преступников. Но еще чаще такие дети сами становятся жертвами, попадая в руки людей, которые используют их в своих корыстных целях. Поставят такого пацаненка на стезю, скажем, карманного вора, и ему из этих сетей не выпутаться всю жизнь. Но не многие из беглецов хотят вернуться домой. А зачем им возвращаться в семью, где их ждут голод, холод и родители-алкоголики?
Правоохранители говорят об особой жестокости подростковой преступности. В Промышленном районе Самары на выпускном вечере была изнасилована и убита девушка. Убийцы – ее одноклассники, которые дружили с ней не один год. Вопрос «Почему вы это сделали?» остался без ответа. Не будем вдаваться в подробности их воспитания, отметим только, что то насилие, которое они ежедневно наблюдают на телеэкранах, не остается бесследным. После известного телесериала оперативники даже новый термин ввели в лексикон – «бригаденыши».
Влияет на подростковую преступность и то, что существующие спортивные клубы и секции не всем по карману, а улица – общедоступна и привлекательна. А желание любым путем иметь деньги приводит к пагубным последствиям.
Минувшим летом в Сызрани были задержаны двое подростков, на счету которых числилось несколько убийств в Самаре и Москве. На вопрос сотрудника милиции, зачем они это делали, один из задержанных ответил: «Хотели сотовый телефон иметь, в кафе ходить, подарки девушкам делать». Именно ради этого они убили несколько человек, изнасиловали и ограбили 17-летнюю девушку, причинили увечья нескольким людям.
В прошлом году в Самаре были осуждены трое подростков. Они останавливали на улице автомобили, просили подвезти, а затем грабили и убивали водителей. Верховодил ими 16-летний парень, который, судя по всему, был готов к такому исходу. Сидя в камере, он не впал в уныние, а, как говорится, «был в авторитете». Следователю, который вел дело, этот волчонок, метящий в вожаки стаи, сказал с угрозой: «Я еще вернусь!» И ведь действительно вернется…
Дети, которые не имеют возможности нормально жить, учиться, заниматься в спортивном клубе или кружке, попадают в группу риска. И всем нам очень сильно повезет, если та жестокость, которую впитывают сегодня их неокрепшие души, не обернется против нас в будущем.