Народный артист России Валентин Гафт переиграл в кино и театре многочисленных злодеев, начиная с первого своего фильма "Убийство на улице Данте", потом были вор в законе (в фильме "Воры в законе"), Берия в "Пирах Валтасара...", наконец, Воланд в "Мастере и Маргарите"... Но еще больше артист сыграл влюбленных: Отелло, графа Альмавива, доктора Хиггинса, Вершинина...
Поэтому мы недолго решали, у кого взять интервью накануне Дня святого Валентина.
- Валентин Иосифович, как вы относитесь ко Дню всех влюбленных?
- Я его как-то не ощущаю. Это не мой праздник. У меня есть 9 Мая, Новый год... А День святого Валентина для меня - каждый день. Я рад за всех влюбленных и завидую им.
- А за себя?
- Ну не будешь же в этот день специально влюбленным! Влюбленным быть - прекрасно. Без этого ощущения счастья жить и тем более работать нельзя. У меня есть потрясающая жена (актриса Ольга Остроумова. - Ред.), я на нее посмотрю и счастлив! Она очень красивая, очень талантливая, лучшей не найти.
- Как-то Ольга сказала, что иногда критикует ваши эпиграммы...
- Это правильно. Она вообще не такой восторженный человек, как многие. У нее заслужить комплимент почти невозможно.
- Кстати, об эпиграммах, вы продолжаете их писать?
- Эпиграмма требует каждодневной, ежесекундной работы, а я занимаюсь другой профессией. Я писал чисто домашние эпиграммы для развлечения и для узкого круга.
- Молва, Валентин Иосифович, их распространила, народная молва.
- Народная молва добавляла туда черт знает что. Откройте сейчас сайт Гафта в Интернете - я в ужасе, там напечатано такое, что никакого отношения ко мне не имеет.
- Как вы думаете, почему сейчас наблюдается кризис в этом жанре?
- Не кризис, а просто не хочется писать. Я стал старее, взрослее. Мне это перестало доставлять удовольствие. А это занятие должно быть в радость - для себя и для других. Как было в нашей молодости. К тому же сейчас уже писать эпиграммы так, как раньше, нельзя. Надо писать тоньше, лучше, а для этого нет ни желания, ни сил, да это и не нужно сейчас. Время другое. Тогда было меньше свободы, и с эпиграммой, в которой ты мог сказать про своих товарищей то, что думаешь, рождалось ощущение этой свободы.
- Вы обмолвились, что делом надо заниматься "в удовольствие". А чем вы сейчас в удовольствие занимаетесь? Театром?
- Какое это удовольствие? Надо держать планку! Я уже взрослый человек, выходить пустым на сцену стыдно, неловко. Это не значит, что ты все время ходишь переполненный, но стремиться к этому надо. Понимаете? Спектакль, пусть он игрался много раз, каждый раз надо играть по-новому, свистать в новые манки. Это не открытие. Театр тем и хорош, что он не мертвый. Стоит чему-то произойти с тобой, с жизнью, в стране, в мире - все это отражается на тебе, не может не отразиться...
- Вы следите за тем, что происходит в стране и в мире?
- А кто не следит? Конечно, вникать и анализировать - не моя профессия. Я живу как простой обыватель, который следит за телевизором, газетами... Но жажды сплетен и разговоров у меня нет, особенно ненавижу желтую прессу, которой очень много, к сожалению, в нашей стране.
- Если она есть, значит, на нее есть спрос...
- Спрос на это есть всегда. Хотя сейчас люди, слава богу, научились различать серьезное и несерьезное, честное и нечестное. Не могут же люди все время слушать Шуберта и Шумана, они слушают иногда и шансон. Обывателей в стране большинство, и они не совсем плохие люди.
- Чем вы сейчас занимаетесь в театре?
- Я играю весь старый репертуар. В Театре Моссовета играю впервые Достоевского. Сейчас записал Достоевского на радио - любопытная работа. Начал сниматься в кино после большого перерыва у совершенно неизвестного режиссера. То, что раньше мне предлагали, не нравилось. Да и сейчас очень много предлагают - я отказываюсь. Нет хороших интересных ролей. Я согласился на два съемочных дня в картине "Блокада Ленинграда". Играю главного режиссера театра, который помирает от голода, но выпускает спектакль. Это мне интереснее, чем сыграть в картине главную роль.
- С кем вы связываете свои надежды в современном театре?
- Сейчас появилось очень много интересных режиссеров. Лично я предан своему театру "Современник". Хотя если понадоблюсь кому-то на стороне, могу этот вопрос рассмотреть.
- Вам приходилось играть и сниматься с очень красивыми партнершами. А молодые актрисы вам нравятся?
- Они красивые, но все на одно лицо, к сожалению, с одной интонацией. Это от них не зависит - здесь вина режиссеров, сценаристов...
- Несколько лет назад на вечере в Доме актера вы с Ольгой Остроумовой блестяще читали переписку Ангелины Степановой и Николая Эрдмана...
- Это была другая эпоха, другая эра, кроме того, что актеры были крупными личностями. У них была та высота, которой мы не достигли. Думаю, если бы МХАТ был тем МХАТом, который существовал раньше, то и эстрада была бы другая, было бы меньше пошлости. Был бы авторитет - хотя бы в другом жанре. Очень важно иметь высоту любого жанра! Увы, сегодня люди об этом не думают, много бессовестности, пошлости, все можно...
- Иногда детские писатели жалуются, что не хватает нашей детской литературе великих стариков... А ваше мнение?
- Конечно, не хватает. Жаль, что нет Маршака, Чуковского, Барто. Но они появятся: Остер тоже скоро будет стариком. Есть Успенский, которого я очень люблю...
- Что бы вы пожелали влюбленным на День святого Валентина?
- Пожелаю быть истинно влюбленными, а не делать вид и не самообманываться.