13.02.2004 18:45
    Поделиться

    Казань. Вот такая интеграция

    Тем не менее, в Министерстве экономики и промышленности Татарстана считают, что эти показатели могли бы быть еще хуже. Во-первых, содержание предприятий «оборонки» самостоятельно Татарстану не потянуть, а федеральный бюджет выделяет на это деньги крайне неохотно – не более десятой части от того, что ежегодно заявляет республика. Во-вторых, объемы государственного заказа на продукцию оборонных предприятий несравнимы с объемами двадцатилетней давности. В настоящее время госзаказ составляет примерно 20 процентов от всего производства, хотя еще в 2001 году он едва-едва дотягивал до 10 процентов. Но и эти объемы специалисты считают большим достижением. По крайней мере, ни в одном другом регионе страны доля оборонного госзаказа не достигает таких размеров.

    Во многом это объясняется позицией руководства республики, благодаря которой производственно-технологический потенциал оборонных предприятий сохранен практически полностью. Во всяком случае, президент РТ Минтимер Шаймиев неоднократно говорил, что наряду с автомобилестроением и нефтехимией «оборонка» должна стать «еще одной точкой роста промышленного потенциала Татарстана. И, следовательно, сыграть значительную роль в переходе республики на инновационный путь развития».

    И, надо сказать, этот рост налицо: за последние пять лет доля предприятий оборонной промышленности в валовом региональном продукте увеличилась с 4 до 6 процентов. На днях, оценивая итоги работы предприятий оборонно-промышленного комплекса, заместитель министра экономики и промышленности РТ Сергей Мухин заявил, что практически все они  «сыграли на повышение». Если не в процентах, так в действующих ценах. К примеру, производство вертолетов, если измерять штуками, осталось неизменным.  А вот если переводить их в рубли, выпуск стратегически важной продукции удалось нарастить аж на 20 процентов.

    Относительно благополучное состояние татарстанских военно-промышленных предприятий – предмет особого внимания со стороны федеральных органов власти, курирующих «оборонку». В декабре столицу Татарстана посетил вице-премьер Российского Правительства Борис Алешин, который за два дня объехал добрый десяток оборонных заводов. Оценка Алешина нынешнего состояния предприятий региона и их будущего потенциала примерно такая: в стране больше нет таких субъектов, где бы оборонные предприятия представляли из себя замкнутый и стабильно работающий комплекс. Итогом визита стал подписанный протокол, в котором отражены перспективы развития каждого предприятия отрасли. Еще через месяц советник Президента РФ по оборонно-промышленной политике Александр Ботин прибыл в Казань, чтобы выяснить, каким образом федеральный центр может оказать содействие в реализации алешинского протокола.

    Основная «фишка» документа заключается в следующем. Несмотря на индивидуальные особенности развития каждого отдельно взятого предприятия в будущем все они станут частью государственных оборонно-промышленных корпораций. В частности, в федеральном центре уже озвучены планы по созданию Национальной авиастроительной компании. Естественно, это вопрос не ближайшего дня, тем не менее, принятая недавно федеральная целевая программа реформирования оборонно-промышленного комплекса предусматривает поэтапное вхождение оборонных заводов в единую общероссийскую корпорацию. Основу гиганта поначалу составят известные КБ, и уж затем в Национальную компанию вольются региональные авиационные предприятия.

    В Министерстве экономики и промышленности РТ считают, что от такой интеграции местный авиапром только выиграет. По мнению Сергея Мухина, создание вертикально-интегрированных структур – веление времени.

    – Единую корпорацию, по сути, представляло из себя Министерство авиационной промышленности СССР, которое объединяло десятки предприятий и конструкторских бюро, занималось координацией их деятельности и финансировало научные разработки, – сказал замминистра экономики. – Никаких противоречий в отношении участия татарстанских авиапредприятий в Национальной компании ни с Правительством РФ, ни с руководством «Росавиапрома» у республики нет. Более того, скорее всего, национальная авиастроительная компания станет и главным акционером многих предприятий республиканского авиапрома. В настоящее время весь мировой рынок авиастроительной техники практически монополизирован двумя крупнейшими компаниями, которые ежегодно выпускают по 300-500 самолетов, и если Россия в действительности хочет с ними конкурировать, ей необходимо объединять авиапредприятия под одним крылом.

    С вхождением местных авиапредприятий в единую корпорацию в Минэкономпроме РТ связывают большие надежды. Прежде всего, относительно привлечения финансовых ресурсов. Как только регион получит дополнительные средства, можно будет говорить о дальнейшем наращивании объемов производства авиационной техники.  Пока же в этом году запланировано построить всего 3 самолета «Ту-214» – большего республика позволить себе не может. Все три машины планируется передать в лизинг, однако какой авиакомпании они достанутся – пока неизвестно. Во всяком случае, даже крупнейшая авиакомпания Татарстана до сих пор не имеет своего лизингодателя.

    Поделиться