В самом деле, чего в них сегодня только не прочтешь - чуть ли не о борьбе славян с динозаврами. Об этом говорили за "круглым столом" в издательстве "Просвещение" ученые, школьные учителя, авторы учебников и все те, кого этот вопрос волнует профессионально. Но практически все в один голос утверждают: сокращение числа рекомендованных Министерством образования РФ учебников до трех, а такое решение есть, - опасная мера. Школы укомплектованы учебниками лишь на 17 процентов, и если запретить пользоваться некоторыми, которые пока в ходу, то это будет для учителя настоящей катастрофой.
Директор Института российской истории РАН Андрей Сахаров категорически не согласен с нашумевшим письмом ветеранов о том, как надо преподавать историю. По мнению прошедших Великую Отечественную войну, нынче в учебниках истории о ней пишут недостаточно патриотично.
- Патриотизм все понимают по-разному. Общество поляризовано, и поэтому надо опираться на общечеловеческие ценности, - подчеркнул ученый. - В прошлом мы частенько призывали гордиться в нашей истории боевыми подвигами, в фаворе были террористы-народовольцы. Даже академик Нечкина умалчивала об антидемократизме декабриста Пестеля. Но в истории России были не только эти герои. Был и Сергий Радонежский. Надо учить школьников на таких примерах.
90-е годы прошлого века вызывают особенно ожесточенные споры. Некоторые предлагают вовсе не включать их в школьную программу, обойти их и в учебниках истории.
- О XX веке нам надо писать так же спокойно и отстраненно, как и о более давних временах, и максимально информативно, - считает директор института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян.
Историки признали, что в наших учебниках очень бедны разделы истории культуры. Они носят в основном перечислительный характер и ничего, кроме зевоты, вызвать не могут.
Все выступающие говорили о том, что необходимо улучшить подготовку учителей. Даже в московских школах историю преподают отставные военные, инженеры и студенты. В этом случае надо говорить не о переподготовке, а о подготовке учителя.
Автор учебника по истории Александр Данилов отметил, что в последнее время наблюдается явный отказ от плюрализма, который приветствовался в 90-е годы.
Напомним, что учебник Игоря Долуцкого, с которого Министерство образования РФ сняло свой гриф, рекомендовано изъять из школьных библиотек. Вместо него школам настоятельно рекомендуется учебник Никиты Загладина, победивший во Всероссийском конкурсе. Аргумент чиновников таков: учитель не может прочитать все 70 учебников и выбрать подходящий. Но, спрашивается, зачем же ему навязывать один? За всем этим, как считают многие, прослеживаются интересы конкретных издателей и чиновников, которые лоббируют этот учебник.
Положение с грифованием учебников тоже аховое. Федеральный экспертный совет явно не справляется с этой ответственной задачей и ни за что не отвечает. Теперь к экспертизе школьной литературы должны подключиться академики РАН и РАО.