Профессиональный парфюмер, по-другому - "композитор ароматов", в народе окрещенный как "нюхач", по памяти обязан различать 250 натуральных и 1500 синтетических запахов. Но это, что называется, только азбука, азы, на основе которых профессионал идентифицирует гораздо больше ароматов и всевозможных композиций. Поэтому первое, что я решила спросить у Аллы Григорьевны, как же ей живется с таким носом, который "чует" абсолютно все окружающие ее запахи?
- Тяжело живется, - вздыхает Алла Бельфер, - практически не могу ездить в общественном транспорте. Особенно летом, когда толпа в вагоне метро источает гремучую смесь из дезодорантов, некачественных духов, едких лаков для волос и пота. Все остальные пассажиры едут - и ничего, а мне от образовавшегося в воздухе "амбре" становится просто дурно.
- Но ведь летом на городских улицах тоже не совсем незабудками пахнет?
- Что верно, то верно. Каждый город, как и каждый человек, имеет свой, только ему присущий запах...
- Так чем же пахнет Москва?
- Не скажу по этическим соображениям, а то москвичи еще обидятся, - смеется она. - А когда была в Венеции, конечно же, любовалась красотами, но эти веками нечищенные каналы... Вы меня, конечно, извините...
- То есть в свободное от работы время ваш "талантливый" нос доставляет вам массу неудобств?
- В общем, да. С ним нелегко. Но не подумайте, что я все время хожу с прищепкой на носу или затыкаю ноздри ватой, как герой Будрайтиса - Нарикиз в известном советском фильме.
- Значит, в реальной жизни вы свой нос не пестуете, не бережете от резких запахов и травм?
- Конечно же, нет.
- И совсем не боитесь "нюх" потерять?
- Острый "нюх", как вы изволили выразиться, либо дан от рождения, либо не дан вообще. Обоняние - единственное из органов чувств, которое с возрастом практически не меняется. Зрение садится, фигура портится, координация движений нарушается, а вот обоняние - нет. И более того, с возрастом при желании его можно даже развить. Только учиться этому нужно очень долго, не менее 10 лет.
- То есть за десять лет тренировок я, например, смогла бы тоже стать композитором ароматов, прослыть "ароматным кутюрье" и подсчитывать дивиденды от новых духов?
- Нет. Максимум, на что способен среднестатистический нос, - это стать технологом- парфюмером. Запомнить несколько десятков запахов и следить за производством парфюмов на каком-нибудь отдельно взятом комбинате. Чтобы самому создавать композиции, обоняние должно быть острым от рождения.
- Где же молодому таланту отшлифовать свой дар, чтобы стать композитором духов?
- Теперь разве что в Версале. Раньше в СССР была своя большая и достаточно сильная парфюмерная школа, но был "железный занавес". Теперь, когда выезд за рубеж у нас свободен, ехать стало некому и практически не с чем. Наука заморозилась - создание синтетических веществ прекратилось. Из всех отечественных парфюмерных линий в экономической катастрофе удалось выжить буквально считанным единицам. А о профессиональных парфюмерах и говорить нечего, практически никого из прежних кутюрье не осталось.
- Выехали за рубеж?
- И это тоже. Знаете, сколько во Франции зарабатывает создатель духов? Едва ли не больше, чем сам президент!
- А у нас?
- Столько же, сколько и любой другой ученый.
- Но в советские времена, наверное, неплохо было?
- Да о чем вы говорите! Я вообще была первым советским парфюмером, которому позволили выехать за рубеж. Во Францию наша делегация выехала в 1967 году. У них мы закупали оборудование для нашей парфюмерной промышленности. Тогда я впервые представила на суд зарубежных коллег и свои первые духи. Это была "Слава". Если кто помнит, они пахли ландышем. Вообще эти духи были прорывом Советского Союза на мировой рынок парфюмерии. И вообще вся эта поездка была целым событием в масштабах страны. Ведь в капстраны тогда выезжали лишь единицы. И тут вдруг я - не жена посла, не известная актриса, а просто парфюмер - "скаталась" в страну "вражеского" режима! Да еще и заявила о себе как кутюрье! В те времена это было чем-то из ряда фантастики. На это событие откликнулась даже наша самая центральная газета "Правда". Газета, которая писала сплошь о коммунистических съездах, о высоких надоях и рекордных урожаях, изо дня в день предрекала скорейшую гибель капитализма, вдруг снизошла до такой "мелкобуржуазной" темы, как духи!
- Ну и какое было впечатление от страны "вражеского" режима?
- Тогда мне мало что удалось посмотреть. Денег, чтобы как следует познакомиться с достопримечательностями, у меня не было. Да нам и ходить-то особо не разрешалось нигде. Но, как сейчас принято говорить, "культурный шок" я все-таки испытала.
- Наверное, передовые технологии капиталистов поразили?
- Да нет, конечно же! Что вы все о работе. Я ведь в первую очередь женщина. На других женщин и смотрела: как одеваются, как держатся. Вот это действительно для меня стало шоком.
- Француженки шокировали вас своей внешностью?
- Да не столько внешностью, сколько свободой, раскрепощенностью, легкостью манер. И еще, знаете, самоуважением, что ли. В их глазах так и читалось: "Я - женщина - ля фам, будьте любезны с этим считаться".
- Ну а вы?
- А я с тех пор зареклась, что не буду ходить без маникюра и прически...
- А что же стало с духами "Слава"?
- "Слава" прославилась еще и тем, что флакончик этих духов Леонид Ильич Брежнев подарил своей политической подруге Индире Ганди. После этого я создала еще более 50 различных парфюмерных композиций. А самая последняя моя разработка, которую я представила коллегам в прошлом году, - духи "Немая".
- Странноватое название для женского парфюма...
- Я тоже была против. Как-то слух режет. Но французы - заказчики, а я - разработчик. Как я ни сопротивлялась, они настояли на своем. Ведь у них все-таки свое, не похожее на наше видение. С их точки зрения, такое название очень емко отражает изысканность духов. Они говорят, что это как признание в любви без слов, как прикосновение без жеста. А справедливости ради, хочу сказать, что на французском "немая" звучит очень изящно - "нема-я" с ударением на последний слог. Но моими самыми любимыми детищами были и остаются духи "Помпон", "Ноктюрн", "Шанс", помните такие?
- Разумеется, помню. Они тогда создавали серьезную конкуренцию французским "Клима".
- Да, те "Клима" действительно были потрясающими. Сейчас таких не сыщешь!
- Что, разучились делать даже во Франции?
- Нет, просто даже там они выпускаются в мизерных количествах. И я крепко сомневаюсь, что настоящие "родные" "Клима" попадают на наш рынок.
- Неужели те стройные ряды синих коробочек, что стоят в ЦУМе, - подделка?
- Ну не то чтобы совсем подделка, а скажем так - "совместное производство". То есть сделанные где-нибудь на дочерних предприятиях. Вы же, наверное, обращали внимание, что на коробке в графе "производитель" указано "Париж-Нью-Йорк-Лондон-Варшава". И вроде всем хороши духи: и штрихкод, какой положено, и упакованы правильно, а все равно не то. А вот множественное перечисление городов должно сразу же вызвать сомнение. В идеале на французских духах должно стоять "Париж" и все. А если вам позволят открыть упаковку, то обратите внимание на флакон. На том месте, к которому привинчивается пробка, не должно быть никакой резьбы, как на водочной бутылке. Тщательно спрятанная винтовая дорожка - это важный элемент "родных" духов.
- И где их можно купить?
- В некоторых крупных магазинах. И то не факт. Сейчас ведь на нашем рынке более 60 процентов поддельной продукции. И не нарваться на подделку - это исключительно везение. Конечно же, обращайте внимание на цену. По-настоящему качественные духи не могут стоить меньше полутора тысяч рублей за 7-10 миллилитров. Но даже если где-нибудь на рынке вы встретите парфюм за такую цену - бегите от него прочь. Солидные фирмы не заключают контракты с рыночными коробейниками. И вообще, если уж нет возможности пользоваться качественной парфюмерией, то лучше не пользоваться никакой.
- А какие запахи сейчас самые популярные?
- Люди устали от тяжелых пряных ароматов. В моде теперь легкие фруктовые запахи, едва уловимые "дыхания" морского бриза, озона. Но русские женщины предпочитают классические линии от Шанель, Диор, Дольче Габано, Нина Ричи. И ничего страшного в этом нет, главное, правильно подобрать аромат под себя. Вы знаете, что с духами нужно переспать?
- То есть?
- То первое ощущение, которые вы испытываете при соприкосновении с духами, так называемая "первая нота", улетучивается через 10-15 минут. "Вторая нота" духов - это уже другой запах, остается на несколько часов. И вот то, что вы ощутите на себе утром, - и есть сами духи. Тот аромат, который будут ощущать окружающие при общении с вами.
- Ну и куда же правильнее всего наносить духи?
- А куда вы хотите, чтобы вас поцеловали?