13.02.2004 16:28
    Поделиться

    Воронеж. В сетях политэкономии

    Не ждали?..

    Создалось такое впечатление, что кому-то вдруг подняли веки и все разом прозрели: МУП-то, оказывается, без пяти минут банкрот. Парадокс ситуации заключается в том, что ни одному из муниципальных предприятий не уделялось на протяжении последних трех лет столько внимания, сколько «Теплосетям». Правда, внимание это было особого свойства и зачастую исходило от политизированной общественности, которой и не истина вовсе нужна была. Письма о плохом – и не без коррупционной жилки – менеджменте направлялись в Управление по борьбе с организованной преступностью,  в прокуратуру, обладминистрацию и т.д. В результате на предприятии за три года было проведено 36 ревизий самого разного уровня. И ничего. Проверяющие «не просигналили» даже о предстоящем банкротстве. Зато коллектив морально измотали.

    Между тем, ничего неожиданного не произошло. Бывший мэр Александр Ковалев и исполняющий несколько месяцев обязанности мэра Евгений Севергин еще год назад знали, куда все катится. Но предпочитали не бить в набат. Как мы уже рассказывали, руководитель «Теплосетей» Николай Перевозов, отчаявшись от финансовой безнадеги, сам в конце прошлого года подал заявление в арбитраж. Правда, потом свое заявление отозвал. Сейчас процедуру банкротства готовы возбудить на основании заявления одного из кредиторов (долг – 16 миллионов рублей). Как можно было понять из слов специалистов, спастись от банкротства можно только погасив все долги предприятия, которых у него набралось порядка 900 миллионов рублей, из них долг по налогам – около 190 миллионов, а 500 – пеня. За счет чего все это погашать – вопрос интересный, поскольку сумма для городского бюджета – астрономическая. Для сравнения; доходная часть городского бюджета-2003 – 3,8 миллиарда рублей, расходная – 4,8.

    Кто виноват?

    Естественно, собравшихся заинтересовало: откуда такие долги? Причин несколько.

    Доподлинно известно, что воронежцы оплачивают сегодня 65 процентов себестоимости коммунальных услуг, а в случае с теплом и того меньше – 40 процентов, тогда как, согласно федеральным стандартам, должно быть 90. По словам директора департамента городского развития Сергея Гребцова,  «эта разница в конечном счете и приведет городское ЖКХ к краху».

    В 2003 году РЭК не то что не повысила, а наоборот снизила тарифы на тепло на семь процентов по сравнению с годом 2002-м, в результате чего предприятие потеряло около 80 миллионов рублей (сейчас заниженные тарифы оспариваются в суде самим предприятием).

    Кстати, как выяснилось, снижать тарифов за счет уменьшения себестоимости жилищно-коммунальных услуг в прошлом году тоже было невозможно: при обсуждении бюджета-2003 первоначально запланированный минимум расходов на ЖКХ попал под секвестр. Поэтому внутри отрасли решили экономить не на чем ином как на энергосберегающих технологиях.

    Еще один фактор, приведший «Теплосети» к предбанкротному состоянию – технически и материально необоснованное увеличение нагрузки. Дело в том, что в течение последних несколько лет организацию заставляли принимать на обслуживание – с полуразрушенными сетями и котельными – ведомственные жилые дома. Причем без полагающегося по закону денежного сопровождения. Сценарий известный: начинаются холода, а предприятие, за которым числятся дома, не желает заниматься их отоплением. Замерзающие люди «раскаляют» телефоны городских начальников, последние же в свою очередь – а что делать? – вешают их на «Теплосети».

    И наконец, громадные убытки МУП понес, когда приставы по решению арбитражного суда арестовали его дебиторскую задолженность: 69 миллионов рублей были оценены в 5,5. Как правило, коммерческие фирмы, покупающие такие долги, получают затем всю сумму сполна – с тех же муниципальных предприятий.

    Что делать?

    Одним словом, налицо тот самый пресловутый системный кризис всего городского коммунального хозяйства, поскольку говорить о кризисе менеджмента на отдельном предприятии даже как-то неловко. Будь руководитель даже семи пядей во лбу, он сделает предприятия процветающим: как можно испечь пирог «пальчики оближешь», если из ингредиентов – только воздух с водой, да пыль мучная?

    Как заметил депутат городской Думы Сергей Шишлаков, в сложившихся условиях и для  ЖКХ в целом и для «Теплосетей» в частности есть только два выхода: или находить средства в бюджете, обеспеченность которого уже ни у кого не вызывает сомнений. Или взваливать все 90 процентов стоимости услуг ЖКХ на плечи населения: «Я вас уверяю, что если это предприятие окажется в руках частника, то оно будет прибыльным, потому что не станет топить на холяву школы, больницы, детские сады и т.д. (у бюджетных организаций большая задолженность перед «Теплосетями» – прим. авт.) и потому что он сразу поднимет тарифы. Мы сейчас занимается не экономикой, а политикой. Потому что, если иметь виду экономику, необходимо принимать непопулярное решение и поднимать тарифы – за что я лично первый не подниму руку на голосовании». Городские и областные чиновники и депутаты действительно боятся брать на себя ответственность и повышать тарифов – особенно эта боязнь усилилась после прогремевшего на всю Россию в апреле 2002-го митинга против подорожания услуг ЖКХ.

    В результате четырехчасового «разбора полетов» городская Дума приняла решение создать комиссию по реструктуризации задолженности МУПа и предусмотреть расходы на это в бюджете-2004, который сейчас верстается. Решили так же – во избежание «сюрпризов» – провести анализ финансово-экономического состояния всех муниципальных предприятий, дабы выявить претендентов на банкротство. Прокуратуру же Воронежской области попросили принять меры прокурорского реагирования по факту банкротства «Теплосетей», которое безусловное большинство квалифицировало как преднамеренное.

    Одним словом, никакой жирной точки – сплошное многоточие…

    Поделиться