Госдума третьего созыва поставила нынешних депутатов в сложное положение. Весной прошлого года она весьма вольно обошлась с Законом об Уполномоченном по правам человека: должна была начать процедуру за месяц до окончания срока полномочий омбудсмена Олега Миронова, с тем, чтобы уже в мае вынести вопрос на пленарное заседание. Но пленарное заседание с такой повесткой состоялось только 21 июня. Не договорившись о кандидатуре омбудсмена, думцы не позаботились о том, чтобы определить дальнейшую процедуру. Поэтому кандидатов в уполномоченные называли и в минувшем сентябре, и позже. "Процесс пошел" - и очень быстро - только после того, как Президент назвал Думе своего кандидата. Эта поспешность обидела нынешних депутатов. Накануне вчерашнего заседания фракция "Родина" потребовала перенести вопрос на неделю, чтобы думцы смогли познакомиться со всеми желающими поработать главным российским правозащитником. К тому же в "Родине" считали некорректным рассматривать вопрос в отсутствие исполнявшего до сих пор обязанности Уполномоченного по правам человека Олега Миронова, который находился на больничном. Попытались исключить вопрос из вчерашней повестки дня и коммунисты. Однако после "ораторской разминки" Дума все же принялась обсуждать кандидатуры уполномоченных. Их ко вчерашнему утру было шесть - лидер ЛДПР Владимир Жириновский, генеральный директор Института прав человека Камилжан Каландаров, бывший учитель физкультуры и начальник упраздненного департамента по делам казачества Александр Лагутин, вице-спикер Думы третьего созыва Владимир Лукин, дипломат Георгий Рудов и начальник Управления по правовому просвещению аппарата Уполномоченного по правам человека Наталья Яковлева. Но Каландаров вышел к трибуне только для того, чтобы сообщить, что поддерживает Президента, его кандидата, отказывается от своих претензий на пост Уполномоченного, но надеется, что Владимир Лукин, в победе которого Каландаров не сомневается, найдет место в аппарате, чтобы другие претенденты смогли претворить в жизнь свои правозащитные программы.
По поводу трудоустройства своих соперников в случае собственной победы Владимир Лукин ничего не сказал, зато пообещал, что будет защищать права всех, кто к нему обратится, - и бедных, и богатых независимо от их национальности. Некоторые депутаты засомневались, как Лукин будет защищать права тех, кто пострадал от чиновничьего произвола, если он - кандидат от власти. Но Владимир Лукин продемонстрировал, что понимает, на что идет: "Уполномоченный по правам человека не может быть любим начальством, потому что он должен будет наступать на любимую мозоль сильных мира сего".
Но готовность Владимира Лукина испытать на себе все тяготы чиновничьей нелюбви не убедила коммунистов. Они отказались принимать участие в голосовании. Не захотела, чтоб ее ломали через колено, и "Родина". Однако в Думе нашлись 333 депутата, которые отдали свои голоса Владимиру Лукину. Сразу после назначения корреспондент "РГ" побеседовал с Владимиром Лукиным.
- Владимир Петрович, свое назначение вы считаете случайным поворотом судьбы?
- Вы задаете настолько сложный философский вопрос, на который до сих пор убедительно не ответил ни один философ. Что такое случайность и что такое предрасположение, что такое необходимость? Поэтому я оставлю этот вопрос до лучших времен. Но могу сказать, что эта работа мне по душе. Как я буду с ней справляться, покажет сама работа.
- С чего начнете, как будете действовать?
- Надо сначала все изучить, посмотреть, как настроен аппарат. Понять не только то, что нужно делать, но и узнать, какими рычагами пользоваться при этом. Совершенно очевидно, что в числе приоритетных и первоочередных будут проблемы, не требующие отлагательства, - это и детские проблемы, и проблемы инвалидов, и проблемы пенсионеров, и проблемы, связанные с женской безработицей и чудовищной торговлей "живым" товаром. Россия - очень большая страна, и, чтобы реально достигать каждого уголка страны, должен быть хорошо развит институт региональных омбудсменов. Между тем закон предполагает, что уполномоченный в регионе может быть, а может и не быть. С этим тоже надо разобраться. Так что забот полон рот.
- Вы будете использовать опыт Олега Миронова?
- Несомненно. Я отношусь к своим предшественникам с глубочайшим уважением, они действительно с нуля развернули весь этот механизм. Я думаю, что необходимо утвердить постоянный совет, в котором видную роль будут играть мои предшественники на этом посту, даже как-то не хочется говорить "должности". Безусловно, если мои предшественники не откажутся, я буду советоваться и с Сергеем Ковалевым, и Олегом Мироновым.
- Вы уже вышли из "Яблока", где являлись первым заместителем председателя партии?
- Нет, я пока не вышел из "Яблока". По Закону об Уполномоченном я должен в 14-дневный срок прекратить свою работу в политической организации. Выполню требование закона - приостановлю свое членство в "Яблоке" на тот срок, в течение которого я буду выполнять полномочия омбудсмена.
- "Яблоко", может быть, больше других критиковало власть за нарушение прав человека...
- Я не собираюсь сейчас комментировать заявление любой партии, в том числе и той, к которой я пока еще принадлежу. Но что же касается нарушений со стороны власти, то я думаю, что проблема не в том, что одна из партий об этом говорит, проблема в том, что это объективная реальность.