Отметим, что перевод бюджетов регионов и муниципалитетов на обслуживание в органы Федерального казначейства осуществляется на основании поправок в Бюджетный кодекс в части разграничения доходных и расходных полномочий между уровнями власти.
В канун Нового года предыдущий состав Государственной Думы по просьбе Правительства проголосовал за эти поправки в первом чтении. Они напрямую связаны с реформой федеративных отношений и местного самоуправления, и, к слову сказать, без их принятия эта самая реформа была бы невозможна. Их суть в том, чтобы законодательно разграничить полномочия между уровнями власти и подвести финансовую "подушку" под саму реформу.
Предполагается, что новые поправки вступят в силу с 1 января 2005 года для регионов, а с 1 января 2006 года - для местных бюджетов. Согласно одобренным поправкам в Бюджетный кодекс предлагается уточнить порядок кассового обслуживания средств федерального бюджета. Другими словами, кассовое обслуживание должно идти только через Федеральное казначейство и через счета, открытые в Центробанке.
Это предложение вызвало критику со стороны региональных властей. Ведь в конце 2002 года депутаты сумели протащить поправку в статью 49 Закона о бюджете, которая разрешила регионам-донорам пускать часть бюджетных средств через свои уполномоченные банки. Принималась эта поправка под предлогом того, что у этой категории регионов неистраченные бюджетные средства лежат без движения в казначействе, в то время как на них можно зарабатывать новые деньги, получая по ним проценты в банках. Понятно, что подобная структура делала региональную финансовую систему, мягко скажем, непрозрачной и позволяла часть бюджетных денег уводить в тень. В этом ракурсе недовольство регионов инициативой Минфина, да и прошлой Думы становится ясным.
В свое время осуществление расчетов через казначейство было придумано для того, чтобы сделать бюджетные потоки прозрачными. Еще не все забыли середину 90-х годов, когда расчеты по бюджетным средствам проходили через уполномоченные банки. Можно вспомнить практику залоговых аукционов, когда государство занимало у банков свои же деньги, а отдавало их с процентами и опять-таки из бюджета.
Тогда-то банки, а вернее, их руководители, имена которых сегодня не сходят со страниц газет и экранов телевизоров, получили госсобственность в свои руки.
Время, однако, изменилось. За эти годы выстроилась система казначейства. И сегодня, по словам начальника Главного управления Федерального казначейства Татьяны Нестеренко, в рамках бюджетной системы РФ существует бюджет федерального Правительства, бюджеты 89 регионов и бюджеты 10 тысяч муниципальных образований, которых после разграничения полномочий с 2005 года станет 30 тысяч. Около половины региональных бюджетов уже находятся на обслуживании в казначействе, а 13 территорий имеют собственные казначейства.
На данном этапе развития платежной и банковской системы, считает Т. Нестеренко, наиболее оптимальным видится вариант обслуживания территориальных бюджетов в органах Федерального казначейства. Во-первых, система казначейства обеспечит прозрачность бюджетов, а во-вторых, контроль за сохранностью бюджетных денег. Желание каждого уровня власти строить свою платежную систему, о чем заикаются не только регионы, но и муниципалитеты, будет откатом назад. В Главном управлении Федерального казначейства уже практически закончена работа по созданию единого федерального счета, на котором в режиме "он-лайн" можно будет отслеживать, сколько есть остатков, где они и так далее. При этом, отметим, на этот проект уже потрачен кредит Всемирного банка в 250 миллионов долларов.
Как открыть счет в Федеральном казначействе
Открытие лицевых счетов осуществляется по разрешительной надписи руководителя и главного бухгалтера органа Федерального казначейства на заявлении на открытие лицевого счета после представления клиентом в орган Федерального казначейства документов, необходимых для открытия соответствующего лицевого счета, и их проверки.
Представленные документы хранятся в юридическом деле. Юридическое дело оформляется единое по всем открытым данному клиенту лицевым счетам и хранится у уполномоченного руководителем органа Федерального казначейства работника.
Клиенты обязаны незамедлительно в письменной форме сообщать органу Федерального казначейства о всех изменениях в документах, представленных в орган Федерального казначейства для открытия лицевых счетов.