Новости

17.02.2004 03:38
Рубрика: Экономика

Отмороженные удовольствия

Годовой оборот рынка мороженого оценивается в 50 миллиардов долларов

Казалось бы, это лакомство - чисто летний продукт, но на самом деле рынок мороженого не застывает даже в самый лютый февральский мороз. Многие считают, что это детский продукт, но, по статистике, дети не являются основными потребителями мороженого. Около 70 процентов всего производимого мороженого, по данным маркетинговых исследований, покупают люди в возрасте от 16 до 45 лет. Причем только 25 процентов приходится на молодежь до 20 лет, которая в основном ест мороженое по дороге, на улице. Остальные же предпочитают индивидуальное домашнее употребление, это своего рода тайная страсть, которая совершенно не зависит от погодных условий. Во всем мире считается, что это самый безопасный и доступный вид удовольствия, не запрещенный к тому же никакими правилами приличия и традициями.

Мороженое всегда считалось продуктом вкусным, но не полезным из-за высокой калорийности, да и ангину от него можно заработать запросто. Однако, оказывается, хороший пломбир для здоровья вполне безопасен, даже если вы склонны к ангинам. Двести граммов сливочного брикета содержат весь дневной набор минералов и микроэлементов, так по крайней мере считают западные борцы за здоровый образ жизни. А диета на основе мороженого помогает выправить фигуру, именно к ней последнее время прибегают звезды Голливуда. Существуют особые диетические виды мороженого, где понижено содержание всех жиров и сахара. Сегодня можно купить даже диабетическое мороженое. Именно пропаганда мороженого как продукта здорового образа жизни в последнее время особо сильно увеличила его и без того большую популярность.

Годовой оборот мирового рынка мороженого оценивается примерно в 50 миллиардов долларов. В мире рынок мороженого является одним из самых насыщенных с точки зрения числа участников. Во многих странах он характеризуется наличием большого числа игроков, в частности, множества небольших производителей. Например, в Италии на крупные предприятия приходится всего 50 процентов объемов производства. Но есть и гиганты, которые контролируют около 30 процентов всего мирового рынка мороженого. Оборот таких компаний в год достигает нескольких миллиардов долларов.

Одними из самых фанатичных любителей полакомиться мороженым являются американцы, на них приходится почти половина рынка, причем этот показатель стабильно растет. Мороженое входит в обязательный рацион их солдат, в каждой дивизии имеется мобильная фабрика мороженого. Американцы открыто любят, покупают и хранят дома мороженое в огромных количествах. В США на одного человека в год приходится 12-15 килограммов мороженого, тогда как в Европе 7-8 килограммов.

Что же касается России, то у нас потребление мороженого в среднем по стране составляет 4 килограмма в год на человека. Но, несмотря на это, по оценкам специалистов, в последние годы наметилось устойчивое увеличение объемов производства.

Сегодня в России производством мороженого занимаются около 300 предприятий, из них 72 хладокомбината, около 140 предприятий молочной промышленности, свыше 80 небольших коммерческих организаций. На предприятиях, производящих мороженое, работают примерно 30 тысяч человек. Общие мощности по производству мороженого составляют около 800 тысяч тонн в год. Хотя, по данным Госкомстата РФ, объем производства мороженого в 2003 году составил 385 тысяч тонн, но все равно это на 14 тысяч тонн, или на 3,7 процента, больше, чем в 2002 году.

Эксперты отмечают, что прошедший год изменил состав лидеров на рынке не только в конкретных городах, но и в целом между федеральными округами. Основной прирост производства мороженого был достигнут за счет его увеличения в Сибирском, Приволжском, Уральском и Южном федеральных округах. Заметно выросло производство в Москве, Башкирии, Красноярском, Приморском краях, Самарской, Оренбургской, Свердловской, Новосибирской, Омской областях.

В то же время в некоторых регионах произошло значительное падение объемов производства. Наиболее низкие показатели в Ивановской, Тюменской, Костромской, Калужской, Орловской, Тульской, Ленинградской, Мурманской, Калининградской, Читинской областях, республиках Марий Эл, Мордовия, Хакасия. Здесь падение производства составило от 20 до 60 процентов.

Среди причин снижения выпуска мороженого в этих регионах, как и прежде, эксперты называют погодные условия. Однако это не единственная причина. Все более заметным фактором является внедрение на их рынок производителей из других регионов. Конкуренция на рынке мороженого становится все жестче. Однако приятно, что речь идет все время об усилении влияния отечественных производителей.

По оценкам аналитиков, рынок мороженого сегодня на 92 процента является российским, соответственно доля иностранных производителей не превышает 8 процентов. Только некоторые из них организовали собственное производство в России и имеют достаточный успех у покупателей, другие приостановили продажу мороженого либо просто ушли с нашего рынка.

Поставки мороженого из-за рубежа последние три года резко сократились и составляют 2 процента общего объема реализации. А вот экспорт мороженого из России, по оценкам экспертов, имеет тенденции к росту: в 1999 году более чем в 1,5 раза, в 2000 году - еще на 14 процентов по сравнению с предыдущим годом. В 2001 году он остался примерно на том же уровне и составил 9962 тонны. В 2002 году из России было вывезено 10 443 тонны мороженого, так что годовой прирост равен 5 процентам.

Анализ ассортимента мороженого в торговых предприятиях показал, что самыми востребованными являются, как и прежде, эскимо, стаканчики и брикеты. В любой сезон эти три сегмента присутствуют в ассортименте 70-90 процентов торговых предприятий. Наименее востребованным являются сандвичи. В период с июня по сентябрь резко возрастает доля фруктового льда - до 45 процентов. Значительную долю рынка занимает мороженое в больших объемах, содержащих несколько порций.

Представители крупных компаний-производителей считают, что большие перспективы имеет "мягкое" и йогуртовое мороженое, пока мало знакомое даже москвичам. В ближайшем будущем на российском рынке может появиться мороженое с пищевой добавкой "биойод", у которого тоже неплохие шансы завоевать любовь покупателей.

Что же касается цен на мороженое, то в последнее время они несколько затормозились. Если к зиме 2003 года по отношению к лету 2002-го цены увеличились в среднем на 20 процентов, то за последующие полгода цены поднялись на 15 процентов. Тем не менее за год, с лета 2002 года до лета 2003-го, уровень цен поднялся на 38 процентов. Причем речь идет не о конкретных видах и марках мороженого, а о так называемой "потребительской корзине" мороженого. То есть на увеличение цен влияет как конкретное повышение розничной цены, так и появление более дорогих образцов и видов мороженого.

Прогнозы экспертов на этот год особо не отличаются от прошлого. Зимой будет некоторое уменьшение стоимости эскимо и вафельных стаканчиков. Стоимость более объемного мороженого, наоборот, увеличится. Летом же ситуация поменяется: стоимость брикетов, контейнеров и тортов увеличится, но не намного, а эскимо и стаканчики значительно вырастут в цене. В целом за год в большей мере вырастут цены на контейнеры и торты - 27-34 процента. Цены на остальное мороженое к лету нынешнего года вырастут еще в среднем на 10-20 процентов.

Экономика Товары и цены