17.02.2004 01:00
    Поделиться

    Хабаровск. Операция "Яма"

    — Виктор Иванович, появление новой силовой структуры как-то отразилось на поло-жении дел?

    — За истекший период в округе проведено несколько операций: «Канал», «Конопля», «Яма», «Отчет», «Зоолог», «Допинг». Они дали весьма ощутимые результаты.

    Всего же за полугодие органами Госнаркоконтроля ДФО из незаконного оборота изъя-то около двух тонн наркотических средств, возбуждено 802 уголовных дела. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений составил 67 процентов. Окончено в минувшем году производство по 412 уголовным делам, 357 из них направлено в суд.

    Приобретаем мы опыт и в международном сотрудничестве. Одна из составляющих этой работы — операция «Канал», проведенная в соответствии с решением Совета коллективной безопасности СНГ об усилении борьбы с наркоугрозой. Данная инициатива была согласована с президентами стран — членов Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — России, Армении, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, Белоруссии и Грузии.

    Целью операции являлось выявление и перекрытие каналов проникновения наркотиков на территории государств ОДКБ, отработка механизма взаимодействия между правоохранительными, таможенными, пограничными и специально уполномоченными органами, а также их подразделениями в сопредельных регионах и ряде стран СНГ при проведении комплексных мероприятий.

    На территории нашего округа в операции участвовали сотрудники Госнаркоконтроля, органов внутренних дел, ФСБ и таможенной службы. Было выявлено 142 преступления, возбуждено 84 уголовных дела, из незаконного оборота изъято около 90 килограммов наркотических средств и психотропных веществ, заведено шесть межрегиональных дел.

    Замечу также, что наше отличие от милицейской службы по борьбе с незаконным обо-ротом наркотиков заключается также в том, что у нас есть собственный следственный аппарат, то есть осуществляется постоянная прямая связь между оперативниками и следователями.

    — Виктор Иванович, считается, что уровень наркопреступности на Дальнем Востоке самый высокий по стране. Чем это обусловлено?

    — Официально в ДФО отмечается самый высокий по сравнению с другими округами уровень наркопреступности: в минувшем году у нас было зарегистрировано 207 преступ-лений на 100 тысяч населения (больше, чем в среднем по России — почти вдвое). Где зарегистрировано мало преступлений — там положение выглядит вполне благополучным. Но всегда ли это так?

    Или другая сторона дела. У нас имеются первые, единичные случаи изъятия такого опасного наркотика как, скажем, «экстази». И его действительно в нашем регионе пока мало. А многие западные районы страны этот наркотик «оседлал» давно и широкомас-штабно. Гораздо шире и активнее там распространяются и многие другие виды «тяжелых» наркотиков. И если исходить из этого, то возникает вопрос: так где же положение хуже?

    Наш бич — наличие значительной сырьевой базы, каковой являются огромные площади дикорастущей конопли, используемой для производства марихуаны, гашиша и гашишного масла. Довольно широко осуществляется в регионе и незаконное культивирование наркосодержащих растений. А потребление производных конопли практически неизбежно ведет к переходу на более «тяжелые» виды наркотиков: неспроста у нас растет спрос на доставляемые из республик Средней Азии и других стран опий и героин. Территория округа активно используется международными наркогруппировками для контрабанды наркотиков как в нашу страну, так и в другие государства.

    На сегодняшний день в округе только официально зарегистрировано 45 тысяч наркобольных, среди которых очень много людей молодых.

    — Если говорить о неотвратимости наказания, то позволяет ли действующее ныне уголовное законодательство эффективно бороться с наркопреступностью?

    — Нашим Уголовным кодексом предусмотрены достаточно суровые наказания за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. А с 12 марта 2004 года должны вступить в силу изменения в УК РФ, еще более ужесточающие ответственность за преступления в данной сфере. Если сейчас максимальный срок лишения свободы составляет 15 лет, то скоро он достигнет 20.

    Но иметь хорошие законы и уметь эффективно использовать их — разные вещи. В нашей действительности, во всяком случае. На практике абсолютное большинство судебных решений предусматривает небольшие сроки лишения свободы, да и то условно. В этом вопросе мы, увы, «позади планеты всей»: в очень многих странах закон очень суров по отношению к наркодельцам. Зачастую на практике у крупного наркодельца нечего конфисковывать. Дорогостоящий дом записан на мать, дача с шикарным особняком — на зятя, иномарки — на сына и т.д. А сам преступник гол как сокол...

    И совсем другое дело, если вместо конфискации имущества в ч. 3 ст. 228.1 УК преду-сматривается наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до двадцати лет со штрафом до одного миллиона рублей. К этому штрафу имущество, зарегистрированное на родственников, никакого отношения не имеет: суд принял решение о выплате штрафа — плати! Главное, чтобы новые нормы эффективно использовались на практике.

    Поделиться